Сибирские огни, 1962, № 11

Выходило так, что подстрекателем дуэли явился Долгоруков, что Дантес вов­ с е и не имел ничего против Пушкина. Из всего этого ясно, что главный виновник трагедии — Дантес, продолжает выглядеть добрым малым, случайно впутанным в эту роковую историю. Особенно рьяно обвиняла Долгорукова в авторстве паск­ вильного письма газета «Голос», газета, якобы либеральная, а на деле замаскиро­ ванная прислужница П1-го отделения, о чем еще Герцен писал в «Колоколе», пре­ дупреждая общественное мнение России. Именно эта газета, травившая Герцена и Огарева, убеждала своих читателей в том, что Долгоруков — автор пасквильные писем, сыгравших трагическую роль в жизни Пушкина. Травля Долгорукова, систематически проводившаяся в «Голосе», подхваченная всей русской и западноевропейской реакцией, по существу была расправой и с вольной русской печатью, и покушением на Герцена и его «Колокол», и еще од­ ним очередным походом против передовых сил молодой России. Но то, что имя Долгорукова часто ставится в этих клеветнических статьях рядом с именами Гер­ цена и Огарева, для нас крайне важно: признания врагов, вопреки сложившемуся в науке взгляду на Долгорукова, еще и еще раз убеждает в том, что и Долгоруков представлял весьма реальную опасность для царизма. И поэтому каждый раз, ко­ гда в советской научной литературе, в работах пушкинистов, в газетных или журнальных статьях имя Долгорукова ставится рядом не с именем Герцена, а с именами Геккерена и Дантеса, когда его продолжают чернить так же, как чернили его лакеи самодержавия, делается дурное и несправедливое дело. Так, например, только полным незнанием подлинной расстановки сил в шестидесятые годы XIX в. можно объяснить то обстоятельство, что в 1937 г., когда отмечалось столетие со дня смерти великого поэта, в 42-м номере журнала «Огонек»1 был опубликован портрет Долгорукова в виде сумасшедшего шута с ослиными ушами, портрет, спе­ циально заказанный для дискредитации Долгорукова Ш-м отделением. История этой неразоблаченной полицейской провокации — издания «поясного портрета» Долгорукова, представляет и в настоящее время значительный инте­ рес. Появление после этой литографии новых, высмеивающих также Герцена и Огарева, дает нам возможность полностью установить авторство этих злобных портретов. Их автором является Ш-е отделение. Вот что по этому вопросу пишет М. К. Лемке, редактор сочинений Герцена: «Вскоре после пожаров, в Берлине при содействии русского посольства, были из­ даны две литографии, получившие тогда в России достаточное распространение. Одна из них называется «Проект памятника предполагаемого воздвигнуть на быв­ шем толкучем рынке», другая — «Скоты-деятели». Обе исполнены гравером Г. Линком... На первой, на переднем плане изображен памятник в виде большого прямоугольного постамента, на котором стоит Герцен, державший в правой ру­ ке топор, в левой дымящую головню — надпись на постаменте «Искандеру. Разо­ ренный народ 1862 г. 28 мая»... Вторая литография в другом роде. В колымагу, с верхом от дождя, впряжена пара в дышло — Огарев и- вероятно, Бакунин... за кучера сидит на разбитом колоколе жирный кот с лицом Герцена: в колымаге на соломе, в арестантских халатах сидят М. М. Михайлов, В. А. Обручев и третья фигура, лица которой почти не видно, сзади идет обезьяна с лицом П. В. Долго­ рукова...»2. Так, Ш-е отделение всячески глумилось над подлинными патриотами Рос­ сии. У всех этих литографий, выполненных гравером Линком, был один заказчик — третье отделение. Именно одна из этих литографий якобы сумасшедшего Дол­ горукова была использована П, Е. Щеголевым в качестве обвинительного матери­ ала против врага царизма в своей статье «Кто написал анонимное письмо Пуш­ кину?» Комментарии, как говорится, излишни... Своим фальшивкам Ш-е отделе­ ние старалось для большей убедительности придать по возможности солидный вид, подкрепив их именами, казалось бы, прогрессивных деятелей. Поэтому в борьбе с Долгоруковым был использован и друг Пушкина —А. С. Соболевский. В шес­ тидесятые годы XIX века Соболевский почти ничем уже не напоминал блестяще­ го острослова, кокетничавшего своими прогрессивными взглядами и близкого к пе­ редовым людям того времени. «Соболевский, — пишет его биограф В. И. Сайтов, — прошел в своем либерализме три стадии: в юности был республиканцем..., в молодости являлся поклонником свободы мысли и свободы печати, в старости же пришел к тому убеждению, что гласность в России невозможна без предваритель­ ного «обуздания ее самоуправства». За границей Соболевский изучал бумаго-пря- дильное производство и по возвращении в Россию основал вместе с С. И Мальце­ вым самсониевскую мануфактуру на Выборгской стороне в Петербурге. Став вид­ ным дельцом-пайщиком весьма крупной фирмы,. Соболевский уже был заинтере­ сован во внимании могущественных аристократов и целиком перешел в их лагерь Выступления Соболевского против Долгорукова были весьма важны для Ш-го отделения, ибо только при помощи друга Пушкина можно было связать подлож­ 1 «Огонек», 1937 г., № 42. П . Е. Щеголев. «Кто н аписал анонимное письмо П уш ки ну ?» . 2 А. И. Г е р ц е н, т . X I , стр. 223—224.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2