Сибирские огни, 1962, № 11
ей книге «Правда о России»,— за границею наибольшую известность и вполне з а служенную европейскую известность приобрели лондонские издания Александра Ивановича Герцена и Николая Платоновича Огарева. Всем известны высокий ум А. И. Г., его блистательное остроумие, его красноречие, своеобразное, колкое и меткое, и замечательные способности Н. П. О., являющего в себе весьма редкое сочетание поэтического дара с познанием политической экономии и даром обсуж дения вопросов финансовых и политических. Мы не разделяем политических мне ний г. г. Герцена и Огарева: они принадлежат к партии социалистов, а мы при надлежим к партии приверженцев монархии конституционной, но мы душевно лю бим и глубоко уважаем Александра Ивановича и Николая Платоновича за их бла городный характер , столь редкий в наш корыстолюбивый век. Нам хорошо из вестно, что царская дворня дорого бы дала, если бы Александр Иванович и Нико лай Платонович обрекли себя молчанию и уничтожили бы свой «Колокол». В том варварском, диком, азиатском состоянии, в которое погружены у нас присутствен ные места и администрация, «Колокол» сделался верховным кассационным судом- для всех мерзостей, для всех притеснений, для всех злоупотреблений...»1. В свою очередь, подлинно дружески , с большим уважением относился к Долго рукову Герцен. В одном из своих писем к нему Герцен пишет: «Почтеннейший князь Петр Владимирович, на днях получил из Остенде преглупое письмо, в кото ром какой-то витязь, забыв подписать свое имя, ругал Вас, Огарева и меня: я оставил это письмо без внимания. Но через три дня я получил другое из Парижа (от 22 сентября), также неподписанное, и на этот раз брань возведена в высшую ступень, мы обруганы поматерно. Я бы и это письмо такж е употребил с задней стороны, но одно обстоятельство заставляет меня сообщить о нем Вам. Мерзавец, писавший письмо, грозит покушением на мою жизнь и обещает ту же угрозу и Вам. Мне он пишет, что уже меры взяты , чтобы я протянул ноги, и говорит, что, если я осмелюсь намекнуть об этом, то тут мне и конец. Поэтому я счел долгом: во- первых, напечатать эту угрозу, и покойно жду, что сделает этот Су-Сын: во-вто- рых, написать вам, чтобы через русских узнать, кто это отличается так. Я вам со ветую принять некоторые меры...»2. Все высказывания Герцена о Долгорукове проникнуты глубоким пониманием наступательного духа его публицистики. Вот этот наступательный дух боевой публицистики Долгорукова, его боевых памфлетов ценил В. И. Ленин, вероятно, именно поэтому считал возможным пере издать его сочинения в свободной России. * * * В шестидесятые годы прошлого века, в годы первой революционной ситуации в России особенно усилились политические репрессии. Царизм беспощадно бо ролся с врагами деспотизма, с русской революционной демократией. Но одно дело расправиться с инакомыслящими внутри России, другое — настигнуть своих смер тельных противников, живущих вне ее пределов. Интересы же царской бюрокра тии требовали незамедлительной с ними расправы, так как вольное русское слово политических эмигрантов из далекого Лондона звучало на российских просторах набатным боем. Именно в целях расправы с политическими эмигрантами — Герце- ным, Огаревым и Долгоруковым был тщательно разработан соответствующий план, получивший одобрение правящей бюрократии и ставший для Ш-го отделе ния программой активных действий. Автором этого провокационного плана был, как это ни странно, В. Ф. Одоев ский (1 8 0 3— 1869), имевший близкое касательство к цензурному комитету. В мо лодости романтик, тесно связанный с русским идеализмом, Одоевский впоследст вии стал реакционером и мракобесом, энергично помогавшим 1П-му отделению расправляться со всякого рода проявлениями свободомыслия в печатных издани ях. Немало таких грустных судеб знала тогдашняя Россия, чья страшная бюро кратическая машина перемалывала, деформировала не до конца устойчивые, в мо лодости свободомыслящие натуры. Белинский не останавливался в своих обличениях даже тогда, когда перед ним был такой бессмертный авторитет, как авторитет его любимца Гоголя, если он сходил с народных позиций. Так достойно ли нам, советским исследователям, замалчивать позорное идейное падение того или иного общественного деятеля только потому, что в молодости он отдал дань свободомыслию? Особенно ненавидел Одоевский, отошедший от либеральных увлечений моло дости, Герцена и Долгорукова. Вот что он писал о них в своем докладе «О мерах 1 П. В. Д о л г о р у к о в . «Правда о России , высказанная князем П етром Долгоруковым», П а риж, 1861 г., стр . 181—182; Герцен, изд. 1919 г., собр. соч., т. XI, стр . 240—241. 2 А, И . Г е р ц е н , т. XI, стр. 239—240.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2