Сибирские огни, 1962, № 11
гать. Он знал их немало, этих «мальчиков», ставших кинооператорами в двадцать лет, и все они, едва появившись на студии, начинали ниспровер- гательство непременно с него. А ему это надоело. Он снял двадцать четыре фильма, известных не только в стране, но и за границей. Его имя вошло в учебники по кино. Но дело даже не в этом. Ценнее, чем все его фильмы, чем сотни километров искрученной им кино пленки, были его убеждения, добытые чертовски нелегким трудом, который вернее следовало бы назвать добровольной пожизненной каторгой. Обла дая этими убеждениями, впитав их в кровь, можно еще сто лет творить чудеса на экране. И когда его критиковали с позиций этих его художест венных убеждений, он низко склонял голову и опять, как теперь, задумы вался о жизни, о пути вперед в искусство и о невольном пути назад. Но когда зеленые «мальчики» начинали выкрикивать ему в лицо ис тины, родившиеся еще на заре киноискусства и давно отвергнутые им и другими такими же, как он, когда они выдавали эти опровергнутые исти-. ны за свое открытие, за дерзкое новаторство — его это бесило. Он готов был вскочить, затопать ногами, бросить хлесткое ругательство — он знал свой характер. И тогда он сидел спокойно, особенно спокойно, чуть по бледневший, и смотрел на свою руку, вцепившуюся в спинку кресла впе реди. На руке, между пальцев, стиснутых усилием воли, проступала сине ва. Что творится с ним в такие минуты, знал только Юрий. Настоящее искусство должно быть сдержанным и величественным. И если зрители в темном зале будут смеяться или рыдать, то только за счет втиснутых в светочувствительную эмульсию восторга, смеха, слез его, кинооператора. А «мальчики» не знали жизни и бездумно увлекались дешевыми трюками и ракурсами. Давно, ой как давно уже хотелось Ива ну Алексеевичу еще раз показать «мальчикам», что такое настоящее ис кусство... Сани запрыгали на ухабах, и он невольно оторвался от своих мыс лей. Спина Юрия выпрямилась, Юрий натянул вожжи, цокнул, рассек воздух кнутом, и сани опять заскользили плавно. Опять замелькали за снеженные кусты, опять гора начала наезжать на гору, но теперь это не радовало Ивана Алексеевича. Засвербило в спине, кольнуло бок, нудно заныла нога. Ушли силы. С таким здоровьем ничего хорошего не сделаешь. Он нежно похлопал рукавицей по ящику с отснятой пленкой, придвинул его поближе к себе и улыбнулся. Да, спина... Контузия в сорок втором. Он привык увлекаться на съемках, и полгода войны не смогли оту чить его от этой привычки. Поле боя он воспринимал как съемочную пло щадку. Вот и рванулся вслед за немецкими танками, перемахнувшими че рез наши окопы. Он провел великолепную панораму по строю танков. И вдруг задний, ближайший к нему, взорвался, его отшвырнуло в воронку, и на пленке запечатлелся весь его полет от взрывной волны. Пошатнув шаяся, вставшая дыбом земля... Дым и комья грязи в воздухе.... Крутя щиеся вершины деревьев... Смазанный в движении край воронки... И пе сок, в который уткнулся объектив. Потом эти кадры, снятые самой жизнью, вошли в его военный фильм, ими восторгались как величайшим открытием безыскусственной, непроизвольной съемки. А через десять лет снимать так стало модой. Это спина. А бок... И про него есть свои кадры. Фильм назывался «Дорога сквозь тайгу». Они карабкались по нагромождениям бурелома. Такого хаоса пере плетенных стволов, ветвей и корневищ ему еще не приходилось видеть. Словно великан из сказки специально возвел это нелепейшее многоэтаж ное сооружение. Он шел позади небольшой группы и все старался взять
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2