Сибирские огни, 1962, № 10
— В газетах писали об этом. Подвигом назвали. Стихи сочинили. А я как вспомню: семьдесят три. человека! И думаю: за чьи ошибки погиб* ли? Все знали, все ждали: вот-вот война. Почему не готовы были? Пели: «Если завтра война, будь сегодня к походу готов». И не готовы о к а з а лись. Кто виноват в этом?.. Когда в шлюпках пели «Варяга», страха не было. Обида была: тебя бьют, а ты ничего поделать не можешь. — Мич ман глубоко несколько раз подряд затянулся, раздумчиво сказал: — А подвиг, что же, может, и подвиг. Народ-то готов был к подвигам. Не зря при Советской власти жили. Подвиг — он всей жизнью человека подго тавливается. Коль прожил пустые годы — так вот, вдруг, подвига не сде лаешь. И разные они — подвиги. Одни громкие, другие тихие. Я вам про громкий рассказывал, стихи, говорю, о нем есть, в газетах писалось. А вчера, хлопцы, вы тоже большое дело сделали. Сделали, раз надо было Признался: — Смотрел я на вас и думал: салажата. Школяры, как есть. Им бы еще за партами сидеть. Что с них спросишь. Хвачу с ними лиха! На про верку другое оказалось. И берет меня удивление. Хлопцы вы как хлоп цы, куга зеленая еще, и детства в вас много, а вот что-то у вас такое. . .—* Мичман улыбнулся, выколотил из трубочки пепел. — Расчувствовался я сегодня, старею, видать. Ну, хлопчики, давайте «отбой», а то кости мои ¡гудят. — Мичман, покряхтывая, тяжело поднялся. — Эх, пробежали го ды, скрылись! Как матрешки один в другой вошли. Только обратно не вынешь... Завтра у нас много работы, и не горюйте, что стрелять не при ходится. Как в нашей хохлацкой песне спивают: «Гоп, куме, не журысь, туды-сюды повернись!». Навсегда запомнил Федор утро следующего дня... Ставили на' слип траулер, подлатать корпус. Потом придут на него »военные командиры, установят на палубу орудия, и уйдет рыбный трау лер в море уже не за рыбой, а на сторожевое охранение, на боевые опе рации. И станут сегодняшние рыбаки заправскими военными матросами. Что ни говорил Макуха, а ребята с зайистливым чувством наблюда ли за матросами, что суетились возле кнехтов, отдавая на пирс шварто вы. Через месяц они будут в боях! ■ А пока что траулер расчаливали с четырех сторон и, выбирая слаби ну канатов, подтягивали бортом на тележку слипа. Внизу, под водой, эта тележка — огромная платформа на колесах — медленно двигалась по зельсам в том же направлении, что и корабль — на берег. На тележке закреплены деревянные кильблоки из брусьев с конфи гурацией корпуса судна. На эти кильблоки и сядет траулер. Но, чтобы корабль точно сел на кильблоки, под водой должен находиться водолаз и наблюдать за правильностью посадки. Он и командует из-под воды: «Вира правый кормовой!» (и на пирсе натягивают правый кормовой ка нат) или «Майна левый носовой!» (и на пирсе потравливают левый Носо вой швартов) . Операция посадки корабля на тележку трудна и ответственна. Осо бенно в отлив, когда вода быстро уходит из-под корпуса. Если корабль :ядет неправильно на кильблоки, то не удержать его тогда никакими к а натами: опрокинется он с тележки. Под водой был Бабкин, на телефоне — Макуха, на шланг-сигнале— Федор. Траулер уже начал обсыхать, уже наступил тот момент, когда ре шается устойчивость посадки. Ошибиться сейчас — и центр тяжести суд- аа сместится в сторону от продольной плоскости киля, и корабль медлен но, но непоправимо начнет опрокидываться. Сейчас все зависело от точ ности глаза человека под водой, от четкости передачи его команды теле
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2