Сибирские огни, 1962, № 10

Присяга! Мужественное, емкое слово... Впереди еще одна клятва. Клятва коммуниста. И все эти предыдущие клятвы, с которыми он взрослел, были под­ готовкой к той, к последне^, к главной в жизни, к клятве на верность партии, к клятве коммуниста. ...Федор нажимал на учебу. Тем, кто заканчивал водолазную школу на «отлично», предоставлялось право выбора моря для прохождения дальнейшей службы. Вася погиб под Севастополем, и Федор твердо ре­ шил отомстить за брата там, на Черном море. Ему всегда помогал Толик. Несмотря на хрупкое телосложение и слабосильность, Толик был удивительно настойчив. Когда Федор выби­ вался из сил, Толик совал в руки тетрадку и говорил: «Нам надо на Чер­ ное». И друзья снова принимались за конспекты. По-разному учились ребята. Федор — без энтузиазма, выполняя долг перед памятью о брате. Втайне он надеялся, что произойдет чудо — и он еще будет летчиком. Толик учился с тем радостным изумлением, с каким рыл окопы, мерз на посту, чистил картошку на камбузе, мазал по мишени, з ажм у ­ рив глаза и садя в белый свет, как в копеечку. Степан упрямо грыз гранит науки. «Что я — рыжий, хоть и рябой? Докажу . У вас по девять классов, у меня — четыре да пятый коридор». Улыбался добродушно, признавался: «Запрут куда-нибудь на север, а вы в Крыму загорать будете. Обидно». Учеба давалась ему с громадным трудом: сказывалось малое обра­ зование. Но, к удивлению Федора, Степан не пользовался шпаргалка ­ ми и не слушал подсказок. Ребята знали, что подсказывать ему опасно. После занятий поднесет к носу свой увесистый, как гиря, кулак и спро­ сит: «Чем пахнет?» Был еще один отличник в водолазной школе: Женька Бабкин. Учил­ ся играючи. На самоподготовках дрых беззастенчиво, а выходил отве­ ч а т ь— сыпал бойко и уверенно, хватая на лету подсказки и шпаргалки, врал безбожно, но с таким уверенным видом, что ребята только рты разевали. — Главное — не теряться,— пояснял Женька ,— Морской закон. Во­ долазное дело какое? Растерялся — и мокрое место от тебя. А соврал — эка важность! Все равно полковник ни хрена не слышит. Водолазное дело преподавал ветеран и основатель школы, в которой учились ребята. Это был крупный старик с дрожащими склеротическими руками и старческой глухотой. Он любил матросов лихих и красивых, каким был когда-то сам. Женьку любил за находчивость и дерзость. Служилось Женьке весело и легко. Любил он отвильнуть от наряда, от аврала, поотираться на камбузе, где перепадал лишний кусок (водо­ лазного пайка все же не хватало молодым и здоровым ребятам). Федор завидовал бесшабашности Женьки, его лихой и веселой по­ ступи по земле. Бабкин никогда не унывал и находил выход из любого создавшегося положения. Ну, а если уж не удавалось отвильнуть от р а ­ боты, то заделывался начальником. ...Так было и тогда, когда они, еще курсанты, разбирали бревна на берегу озера. Серые, огромные, они вмерзли в лед, как мамонты. Ребята выбива­ лись из сил, отделяя одно бревно от другого, катили их до дороги, что стекленела прикатанными колеями в метрах ста. Комлями клали на под­ воды и увозили на станцию, где грузили железнодорожный состав. После занятий, после спусков в воду, эта изнурительная работа часто продолжалась до поздней ночи. К концу работы у ребят дрожали руки, инеем покрывались шинели на мокрых спинах.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2