Сибирские огни, 1962, № 10
Под ее наблюдением шестнадцать черно волосых ребятишек выполняли домаш ние задания. Ольга проверила тетради у Лени Тыганова и Альбины Лямич, по правила ошибки и, оставив сосредото ченных малышей, вышла из класса. — Через неделю я уезжаю, — ска зала она. — В Ленинград. Буду учиться на факультете народов Севера... Маленький народ — кеты. И едва ли не одна из первых получит высшее обра зование Ольга Коротких с фактории Черный остров. В институт имени Герцена девушка придет не с пустыми руками. Она приве зет с собой записанные ею от стариков пословицы и сказки кетов, драгоценные жемчужины народного творчества. Литературу Ольга любит больше все го. Вот почему в разговорах о книгах был назван и новый сборник лучших произведений писателей Крайнего' Севе ра. Ольга не без сожаления заметила: — В этой книге нет писателей-кетов. Их еще совсем нет. Но будут. Обяза тельно будут! Я в это верю. Может быть, станет пи сателем Коля Сутлин, серьезный маль чишка, который учится в нулевом, при готовительном классе начальной школы. А может случиться, что о жизни ма ленького северного народа мы узнаем из произведений Ольги Коротких — ведь институт имени Герцена привил вкус к литературному творчеству многим сво им воспитанникам. Этому институту, в частности большо му знатоку Севера М. Г. Воскобойнико- зу, обязана своим появлением и книга «От Москвы до тайги одна ночевка», в которую вошли рассказы и повести писа телей четырнадцати северных народно стей — чукчей, коряков, эскимосов, юка гиров, нивхов, нанайцев, удэгейцев, эвенков, ненцев... Многим замечательна эта книга. И гем, что очень полно и широко пред ставляет Север. И тем, что убедительно свидетельствует о подлинном расцвете культуры народов, совсем недавно не знавших ни литературы, ни грамоты. И тем, что знакомит нас не только с пос ледними произведениями уже хорошо из вестных писателей, но и с творчеством совсем молодых литераторов. В сборнике помещены новые повести и рассказы талантливого Юрия Рытхеу, снова удивляющего бесхитростным и ху дожественно ярким описанием жизни со временной Чукотки, и ранее публиковав шаяся автобиографическая повесть уды- гейца Джанси Кимонко «Там, где бе жит Сукпай», и первые литературные произведения нанайца Владимира Заксо- ра. Различны по темам произведения пи- сателей-северян, различен и уровень ма стерства авторов. Одно несомненно: это настоящая, большая литература. Без ка ких бы то ни было скидок можно утвер ждать это, идет ли речь о коротких рас сказах старейшего писателя Эвенкии Ни киты Сахарова, погибшего на фронте, или о повести ненца Ивана Истомина, о рассказе-поэме «Соболь не уйдет, а жена, ушла» манси Ювана Шесталова или о миниатюрах эскимоса Айвангу. Многих писателей, чье творчество- представлено в книге, роднит чуткое от ношение к фольклору, умелое использо вание народного творчества в произведе ниях о современности. Кстати, вообще, очевидно, нигде, как на Севере, не со хранились в такой степени древние обы чаи без первоначального религиозно-ми- стического смысла. И столкновение та кой старины с событиями сегодняшнего- дня, с психологией наших современни ков всякий раз придает произведениям неповторимое своеобразие. Вот небольшая повесть нанайца Гри гория Ходжера «Последняя охота». Ком сомолец Борис Гаер отправляется е - тайгу на промысел со старым охотником Пиму Бельды. На грузовой машине добрались они до железной дороги, по езд довез их до глухого разъезда. Отсю да — трудный путь за соболями. Стран ное поведение старика невольно напоми нает Борису прошлогоднюю охоту. Тог да его напарником был Добену Дигор— уважаемый в колхозе человек, активист, председатель ревизионной комиссии. Не было собрания, чтобы Добену не выска зывался. Говорил он всегда' деловито, умно, и его любили слушать колхозники. Дом у него был современный, с побелен ными стенами, с крашеными полами и- потолками. На подоконниках стояли цве ты в аккуратненьких горшочках. Добе ну выписывал и регулярно читал газеты. По вечерам подолгу слушал радиопере дачи. Борис всегда его считал совре менным нанай. Поэтому-то его поразило, когда Добену в тайге перестал мыться, начал молиться и просить удачи в охоте у хозяина тайги. Мало того, что он сам бил поклоны, он потребовал, чтобы и Бо рис беспрекословно подчинялся старым законам тайги. Вот как, оказывается, еще бывает! Так же ведет себя на охоте и старый Пиму. Но ему-то простительно. Он, прав да, не хочет неволить Бориса, раз па рень не верит ни в духов, ни в обычаи. Но уж вместе охотиться старик ни за что не согласен. Так и расходятся два промысловика. Трудна охота на соболя. Сурова зим няя тайга. Картину за картиной рисует Григорий Ходжер, и мы как бы стано вимся участниками трагической исто рии, произошедшей в тайге. Заболел старик. Совсем ему плохо стало. А обычай велит умирать в тайге. Гонит Пиму Бориса, пришедшего наве стить его. Прощается с ним. Нет, не мо жет понять старых законов комсомолец- охотник! В пургу идет он тайгою к зате
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2