Сибирские огни, 1962, № 10

«Возвращение», ранее опубликованное в книжке «В добрый путь». Редакции этого стихотворении, данная в вышедшем сборнике, мне не нравит­ ся». Справедливости ради надо сказать, что читатель прав. Вернувшись к сво­ ему стихотворению при составлении кни­ ги в 1959 г., А. Жигулин, по-видимому, <решил подойти к «ему совсем по-дру­ гому. Он изменил ритмику, характер риф­ мовки и многое другое, но нового цель­ ного стихотворении не создал. Читатель М. Титов, признавай, что ав­ тор стихотворения «Рельсы» «гордо воспел свой труд», вместе с тем усмат­ ривает в нем «гордый упрек», обращен­ ный «ко всем, кто таежную топь не ме­ сил». «Трудом примитивным зачем же гордиться?!» — спрашивает он в своем стихотворном послании. Ответом на это могут служить все ос­ тальные письма. Ни в одном из них, в том числе и в тех, которые написаны ин­ женерами, учителями, литературоведами и рабочими, нет и намека на то, что А. Жигулин прославляет грубый физи­ ческий труд и как-то унижает умствен­ ный. Сам поэт был лесорубом, откатчи­ ком, бурильщиком, машинистом подъ­ емной машины и, наконец, горным масте­ ром, недавно окончил институт и стал инженером. Пока он написал о своей ра­ бочей юности, о том, что он хорошо знает. Будем надеяться, что на этом его раз­ витие не остановится. Здесь уместно привести письмо, кото­ рое как бы подводит итог читательскому разговору о стихах А. Жигулина. Чита­ тель из Куйбышева пишет поэту: «Ваша поэзия правдива... Она охваты­ вает и раскрывает трудовую жизнь вы­ пукло и резко, мужественной и суровой кистью, она жжет и волнует своей не­ посредственностью, новизной и искрен­ ностью... Вы говорите ирко и сильно, об­ наженно, без надуманности и преувели­ чений. Этими выстраданными мыслями и чувствами Вы отличаетесь от многих молодых поэтов нашего времени, с их ■безжизненным воображением и пока бес­ плодными попытками передать пульс ■нашего времени». Интересен и конец письма: «Желаю ■от всей души здоровьи и дальнейших творческих поисков в таком же правда вом охвате всей жизни. Крепко жму ру­ ку. До свидания. Читатель». Таким образом, Читатель не только делает вывод относительно главных до­ стоинств поэзии А. Жигулина, но и на­ мечает ей дорогу вперед. Автор письма сам подчеркнул особен­ но важные слова. В них, по-моему, и за­ ключено главное, о чем должен думать поэт сегодня. Т . С т е р к и н СЧАСТЬЕ ОРЛА а обложке — озаренный иссиня- * * багряными сполохами юкагир­ ского пламени — так называют в тундре Северное сияние, — мчится на нартах юноша. Его силуэт четко вырисовывает­ ся на фоне бескрайнего простора, залито­ го оранжевым отблеском многоцветных огней. Внизу слова: «Счастье орла». Собачья упряжка и орел... Казалось бы, какая связь между ними? Но откройте эту книжку стихов Семена Данилова1, и, страница за страницей, перед вами воз­ никает образ нашего современника, смысл жизни которого в мирном труде во имя рождения нового и прекрасного в самых дальних уголках родного края. Высокое стремление души человеческой поэт сравнивает с полетом орла. Это ем­ кое сравнение взял он из народной по­ эзии. Ведь недаром, сынок мой. о счастье орла У эвенков поется сказанье такое: «Гибель в теплом гнезде молодому орлу, В нем изнежась, простится он с силой могучей. Если хочет он жить — пусть стремится сквозь мглу, Рассекая широкими крыльями тучи». (Перевод В. Бугаевского). Взволнованный разговор о счастье, окрыляющем человека, и составлиет главную тему поэтических раздумий С. Данилова. Поэту близок и люб беспокойный дух отважных разведчиков и людей, смело вышедших на широкий путь свободного творчества. Веками скованные эксплуа­ тацией и предрассудками, ныне якуты, словно сказочные богатыри, в упорном труде превращают свою землю в тот край, о котором мечтали в своих песнях прославленные сказители-олонхосуты. Ученые проникли в глубь вечной мер­ злоты и открыли там алмазы. Добыча алмазов всегда и всюду была невыноси­ мо тяжкой и гибельной. Совсем иная судьба у добытчиков алмазов в совре­ менной Якутии. Их работа, поистине до­ стойная поэтического воплощения, не раз уже воспета якутскими поэтами. Но С. Данилов в своем стихотворении «Буровые мастера» нашел свое ориги­ нальное решение этой темы. Якуты в древности седой Грехом считали, век незамолимым, Царапнуть заступом или киркой 1 Семен Д а н и л о в . Счастье орла. Стихи. Пе­ реводы с якутского. М., «Сов. писатель». 1961.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2