Сибирские огни, 1962, № 10
И с к у с с т в о ПЬК.СМ ПЛЗМНЛ \ ИКНЕТ А НА СЦЕПЕ САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ТЕАТРА В СИБИРИ Двадцать семь лет существует студен ческий театральный коллектив Омского сельскохозяйственного института им. С. М. Кирова. За это время поставлено много самых разнообразных пьес. Толь ко за последние годы зритель увидел «В добрый час!» В. Розова, «Обыкновенное чудо» Е. Шварца, «Такая любовь» П. Когоута, «Город на заре» А. Арбузо ва, «Он пришел...» Дж. Б. Пристли. Участникам самодеятельного театра очень хотелось, чтоб их очередная рабо та захватила, увлекла их, чтоб они сами чувствовали: такую пьесу не поставить невозможно. Такая пьеса была найдена. Это был трагедийный памфлет «Дамоклов меч» Назыма Хикмета. Маловеры говорили: «Ну зачем вам брагь такие тяжелые ве щи? И вообще Хикмет не для самодея тельной сцены». Но трудность постанов ки как раз и увлекла студентов! Большую и дружную работу продела ли студенты над каждым образом, над каждой деталью будущего спектакля. Коллективно была найдена своеобразная увертюра к памфлету. ...Торжественно звучат гневные аккор ды Седьмой симфонии Д. Шостаковича, чуть-чуть приоткрыт занавес сцены, и откуда-то из глубины, словно из темно ты, по ступенькам лестницы медленно поднимается маленькая, худенькая фи гурка в саване, освещенная пучками си него цвета, — девочки из Хиросимы. К голове прильнули черные косички, в ру ках кукла с раскосыми глазами и рас колотой головой. Она прижимает куклу к груди, и в зал летят полные боли и страсти слова: Откройте! Это я стучу, Стучу у каждого крыльца. Невидима для ваших глаз — Нельзя увидеть мертвеца — Я в Хиросиме умерла; Года прошли, года пройдут — Мне было семь, и нынче семь. Ведь те, кто умер, не растут... Японская девочка, которой всего 7 лет. И атомная бомба, убивающая лю дей. Трудно девочке подняться и идти к людям, но она пришла, пришла, чтобы просить их — не для себя, ведь ей ниче го уже не нужно — сохранить мир ради живущих на земле. Сохранить мир! Девочка медленно исчезает... «Увер тюра» принята зрителем , хорошо, она слилась с памфлетом, и теперь без нее трудно представить спектакль. «Дамоклов меч» смотрели студенты всех вузов города, рабочие различных омских заводов. Отзывов было много — и восторженных, и рассерженных, но главное — не было равнодушных. Увле чение творчеством Назыма Хикмета не прошло бесследно. «Дамоклов меч»— признанная удача коллектива. Партий ные и общественные организации инсти тута наградили Назыма Хикмета По четной грамотой. И опять заговорили маловеры: «Поду маешь, хотят удивить Хикмета грамо той!» Но пришло письмо. Вот что писал в нем член Бюро Всемирного Совета Мира, лауреат международной премии Мира: «Дорогие мои! Я только что вернулся из-за границы. Прочел ваше письмо с большой радостью. На душе стало так хорошо. С большой гордостью прочел ва шу Грамоту. Будьте уверены, эта Гра мота для меня — самая большая награ да. Спасибо вам. Я очень хотел бы при ехать к вам, обнять вас. Но, к сожале нию, через две недели вынужден опять поехать за границу. Когда вернусь, сде лаю все, чтобы увидеть ваши глаза, пожать вам руки. Спасибо, что ставите «Чудака». По-моему, к этой пьесе также
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2