Сибирские огни, 1962, № 10

И с к у с с т в о ПЬК.СМ ПЛЗМНЛ \ ИКНЕТ А НА СЦЕПЕ САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ТЕАТРА В СИБИРИ Двадцать семь лет существует студен­ ческий театральный коллектив Омского сельскохозяйственного института им. С. М. Кирова. За это время поставлено много самых разнообразных пьес. Толь­ ко за последние годы зритель увидел «В добрый час!» В. Розова, «Обыкновенное чудо» Е. Шварца, «Такая любовь» П. Когоута, «Город на заре» А. Арбузо­ ва, «Он пришел...» Дж. Б. Пристли. Участникам самодеятельного театра очень хотелось, чтоб их очередная рабо­ та захватила, увлекла их, чтоб они сами чувствовали: такую пьесу не поставить невозможно. Такая пьеса была найдена. Это был трагедийный памфлет «Дамоклов меч» Назыма Хикмета. Маловеры говорили: «Ну зачем вам брагь такие тяжелые ве­ щи? И вообще Хикмет не для самодея­ тельной сцены». Но трудность постанов­ ки как раз и увлекла студентов! Большую и дружную работу продела­ ли студенты над каждым образом, над каждой деталью будущего спектакля. Коллективно была найдена своеобразная увертюра к памфлету. ...Торжественно звучат гневные аккор­ ды Седьмой симфонии Д. Шостаковича, чуть-чуть приоткрыт занавес сцены, и откуда-то из глубины, словно из темно­ ты, по ступенькам лестницы медленно поднимается маленькая, худенькая фи­ гурка в саване, освещенная пучками си­ него цвета, — девочки из Хиросимы. К голове прильнули черные косички, в ру­ ках кукла с раскосыми глазами и рас­ колотой головой. Она прижимает куклу к груди, и в зал летят полные боли и страсти слова: Откройте! Это я стучу, Стучу у каждого крыльца. Невидима для ваших глаз — Нельзя увидеть мертвеца — Я в Хиросиме умерла; Года прошли, года пройдут — Мне было семь, и нынче семь. Ведь те, кто умер, не растут... Японская девочка, которой всего 7 лет. И атомная бомба, убивающая лю­ дей. Трудно девочке подняться и идти к людям, но она пришла, пришла, чтобы просить их — не для себя, ведь ей ниче­ го уже не нужно — сохранить мир ради живущих на земле. Сохранить мир! Девочка медленно исчезает... «Увер­ тюра» принята зрителем , хорошо, она слилась с памфлетом, и теперь без нее трудно представить спектакль. «Дамоклов меч» смотрели студенты всех вузов города, рабочие различных омских заводов. Отзывов было много — и восторженных, и рассерженных, но главное — не было равнодушных. Увле­ чение творчеством Назыма Хикмета не прошло бесследно. «Дамоклов меч»— признанная удача коллектива. Партий­ ные и общественные организации инсти­ тута наградили Назыма Хикмета По­ четной грамотой. И опять заговорили маловеры: «Поду­ маешь, хотят удивить Хикмета грамо­ той!» Но пришло письмо. Вот что писал в нем член Бюро Всемирного Совета Мира, лауреат международной премии Мира: «Дорогие мои! Я только что вернулся из-за границы. Прочел ваше письмо с большой радостью. На душе стало так хорошо. С большой гордостью прочел ва­ шу Грамоту. Будьте уверены, эта Гра­ мота для меня — самая большая награ­ да. Спасибо вам. Я очень хотел бы при­ ехать к вам, обнять вас. Но, к сожале­ нию, через две недели вынужден опять поехать за границу. Когда вернусь, сде­ лаю все, чтобы увидеть ваши глаза, пожать вам руки. Спасибо, что ставите «Чудака». По-моему, к этой пьесе также

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2