Сибирские огни, 1962, № 10
ражает в форме единичного, оно не избежно окажется всего лишь иллюстра тором и популяризатором научных ис тин». Приведя известное высказывание Бе линского о сходстве и различии содержа ния и формы в искусстве и науке, Б. Рю риков спрашивает: «Где есть отрицание своеобразия искусства? Да, Белинский отрицает мысль о том, что у литературы иное содержание, чем у науки. Но надо же понять, какой смысл имеет это отри цание! Белинский говорил, что наука и искусство познают реальную действи тельность... Надо ли в связи с затрудне ниями малосведущих людей пересматри вать правильные и общепринятые поло жения? Белинский отлично понимал, что форма содержательна, а содержание вьг- ражается в определенной форме. М. Ка ган приписывает великому критику мысль н е о е д и н с т в е , а о т о ж д е с т в е задач науки и искусства и шко лярское понимание формы и содержа ния... Конечно, после подобной операции можно кого угодно опровергнуть. Но на сколько научны такие методы полеми ки?» (Коммунист, 1960, № 18, стр. 63). Сказанное здесь о М. Кагане целиком относится к Г. Поспелову, В. Ванслову, А. Бурову, занимающим в вопросе о спе цифике искусства аналогичную позицию. Следует однако сказать, что Г. Поспелов в своей книге, с одной стороны, «всяче ски поддерживает» основные положения книги А. Бурова, с другой стороны, в силу непоследовательности, полностью их отрицает. А. Буров доказывает, что эстетиче ская сущность искусства обусловливает ся его предметом, который автор назы вает «абсолютным специфическим пред метом». А. Буров пытается доказать объективность эстетической сущности искусства. Что же делает Г. Поспелов? Как это ни странно, он отрицает самую мысль о возможности эстетической сущности ис кусства. С точки зрения Г. Поспелова, эстетической сущности искусства нет и быть не может, поскольку имеется и д е й н о е содержание искусства. Иронизи руя над теми, кто признает эстетическую сущность искусства, Г. Поспелов пишет: «Они доходят до того, что именно в эсте тической стороне искусства усматривают его сущность, считая идейное содержа ние искусства чем-то для него не специ фическим, чем-то, вносимым в его эсте тическую сущность». (158). В этом не большом рассуждении содержится боль шая путаница. Во-первых, возникает воп рос, на каком основании Г. Поспелов усматривает в идейном содержании ис кусства его специфичность? Не хочет ли он этим сказать, что идейность специ фична только для искусства? Но ведь ясно, чте общественных форм сознания, лишенных идейного содержания, не су ществует. На чем зиждется недоверие Г. Поспе лова к эстетической сущности искус ства? На неясном представлении об идейности и художественности искусст ва. Г. Поспелов считает специфичной для искусства идейность и совсем не специфичным — художественность («эс тетическую сторону»). Марксистская эстетика в оценке про изведений искусства исходит из призна ния единства идейности и художествен ности, содержания и формы, не сводя, однако, это единство к тождеству. Для произведения недостаточно быть только идейным, оно должно быть одновременно и художественным. Идейность сама по себе еще не создает художественности: с другой стороны, художественность про изведения не существует без идейного содержания и помимо него. История ли тературы и искусства знает немало при меров, свидетельствующих о том, как слабые, неудачные в художественном от ношении произведения компрометируют сами по себе хорошие прогрессивные идеи. Идейность, присутствующая в различных формах общественного созна ния (право, политика, мораль, наука, философия и т. д.), сама по себе не может рассматриваться как специфическая осо бенности искусства. Идейность становит ся важнейшей стороной искусства толь ко благодаря художественному вопло щению. Кто отрицает эстетическую сущность искусства, тот неминуемо сводит специ фику искусства к голой идеологии, т. е. приходит к тому, чем всегда грешила вульгарная социология. Источником, пи тавшим вульгарную социологию, являет ся недооценка эстетической специфики искусства, подобно тому, как источником формализма всегда являлась недооценка содержания, преувеличение значения формы и, как следствие этого — отрыв формы от содержания, противопоставле ние формы содержанию, своеобразный культ бессодержательной формы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2