Сибирские огни, 1962, № 10
оно — тот элемент, без которого образ как единое целое не существует. Являясь первоэлементом художествен ной литературы, слово ставит перед на шим воображением предмет как эстети ческий образ. Это значит, что вне слова, помимо слова нет и не может быть поэ тического искусства, художественной ли тературы, но это, разумеется, не значит, что в литературе все сводится только к языку, что разгадку всех тайн ее спе цифики нужно искать только в языке. Образное мышление композитора, писа теля, живописца, хореографа, скульпто ра и т. д. не сводится к языку, даже в искусстве слова не все сводится к сло ву. Слово, вне всякого сомнения, несет в себе образность, поскольку слово — но ситель мысли, но образность нельзя отождествлять со словом. Мысль, выра женная словом, не есть только слово. Словесный художественный образ за ключает в себе и мысль, и слово, и нечто большее. Образ лермонтовского паруса это не только выраженная словом мысль о мятежных поисках бури, но и живой, видимый, движущийся по лазурным вол нам моря, озаренный лучами солнца предмет. Слово ставит перед вашим во ображением предмет как эстетический образ, но оно не есть ни предмет, ни об раз предмета. В произведениях совет ского искусства образы людей и предме тов движутся, как в жизни, и только на ивное представление может сводить ра боту образно-художественного мышления к чудодейственной силе слова. Слово, как и краска, закрепляет, объектирует результаты мыслительной работы, но сама по себе мыслительная работа неиз меримо сложнее, многограннее того зна чения, которым обладает слово. Отдавая должное значению образа, нельзя и в малой мере принижать изоб разительную и выразительную роль слова. То, что выражено художником слова, мы как бы видим, слышим, ощущаем. Слово — не только средство повседнев ного общения людей между собой, но и средство живописания. Читая, мы как бы видим изображаемое с пластической осязаемостью. Художественную литературу называ ют «словесно-изобразительным искус ством». «Рассказы великих художников, — вспоминает Горький в статье «О том, как я учился писать», — вызывали у меня впечатление чуда... Помню, «Про стые сердца» Флобера я читал в Трои цын день... я был совершенно изумлен рассказом, точно оглох, ослеп, — шум ный весенний праздник заслонила пере до мною фигура обыкновеннейшей бабы, кухарки, которая не совершила никаких подвигов, никаких преступлений. Трудно было понять, почему простые, знакомые мне слова, уложенные человеком в рас сказ о «неинтересной» жизни кухарки, так взволновали меня? В этом был скрыт непостижимый фокус... и уже совершен но поражен был я, когда в романе Баль зака «Шагреневая кожа» прочитал те страницы, где изображен пир у банкира и где одновременно говорят десягка два людей, создавая хаотический шум, мно гоголосие которого я как будто слышу. Но главное в том, что я не только слы шу, я вижу, как кто говорит, вижу гла за, улыбки, жесты людей, хотя Бальзак не изобразил ни лиц, ни фигур гостей банкира». Волшебное, «чудесное» состоит имен но в том, что здесь человеческое начи нает жить вне человека, отделившись от него, как некая самостоятельная сила. Поколения людей относятся к этой не человеческой форме существования чело веческого так, как если бы перед ними была живая жизнь Искусство слова проявляет как бы магическую силу: перед нашим мыслен ным взором проходят живые образы лю дей, мыслящих, чувствующих, улыбаю щихся, говорящих, жестикулирующих, совершающих разнообразные поступки. Объяснить «секреты» и тонкости ис кусства, значит объяснить своеобразие художественного образа, его специфиче ское воздействие на человека. Нельзя без чувства юмора читать в книге Г. Поспелова «О природе искус ства» (М., 1960) сетования на будто бы существующую теорию, согласно кото рой «наука и искусство тождественны по своему содержанию и различаются толь ко по форме». (17). Отстаивая теорию «собственного спе цифического предмета искусства», Г. По спелов заявляет: «Напоминание о нали чии у искусства именно такого предмета, такого специфического аспекта познания жизни, а также отчетливая формулиров ка и разъяснение этого вопроса являют ся несомненным достоинством и заслу гой книги А. И. Бурова «Эстетическая сущность искусства». В этом отношении основные положения его книги должны быть всячески поддержаны».(89). Позволительно спросить, где, когда и кем изложена теория, отождествляю щая содержание искусства и науки и признающая их различие только в отно шении формы отражения? В связи с нападками на несуществую щую теорию, якобы отождествляющую содержание искусства и науки, нельзя не вспомнить о замечаниях Б. Рюрико ва, высказанных в рецензии на «Основы марксистско-ленинской эстетики». Речь идет о том, что в сборнике «Вопросы эстетики» (№ 3, 1960) М. Каган пытает ся доказать, что положения Белинского об общности задач искусства и науки связывают эстетическую науку и меша ют понять специфику искусства. «Если искусство отличается от науки только тем, — пишет М. Каган, — что то же самое содержание, которое наука рас крывает в виде законов, искусство вы
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2