Сибирские огни, 1962, № 10
ной специфики, художественного метода, мастерства, критерия художественности и т. п. Когда мы говорим, что научному мыш лению присущи элементы образности, мы не забываем, что с ним мы связыва ем отвлеченную, логическую форму вы ражения мысли. То , ч т о мы н а з ы в а е м н е о б р а з н о й ф о р м о й о т р а ж е н и я ж и з н и , н е д о л ж н о р а с с м а т р и в а т ь с я к а к а б с о л ю т н о н е о б р а з н о е . В конечном счете,, все формы мысли, так или иначе отражающие действительность, могут рассматриваться как образы действи тельности. Сюда относятся не только эс тетические и логические, но и собствен но математические формы. Хорошо из вестно, что числовым формам тоже при суща способность отражения действи тельности. Это значит, что научное и ху дожественное мышления, представляю щие собою разные формы единого про цесса человеческого познания, не отгоро жены друг от друга непроницаемыми барьерами. Между ними как по форме, так и по содержанию нет абсолютно не проходимых граней. Логическому мыш лению присущи элементы образности, художественное мышление опирается на основы логического мышления. Но кон статировать только их единство, общ ность, взаимосвязанность и не видеть 'присущего им различия, качественного своеобразия — материалист-диалектик не может. Теория, игнорирующая свое образие художественного и логического мышления, опасна именно тем, что меха нически сводит суть дела только к на чалу количественному и не замечает ка чественного своеобразия. Споры о специфике свелись в конеч ном счете к вопросу о том, должны ли мы принимать и разрабатывать дальше в духе марксистской методологии заве щанную нам теорию Белинского или вме сто нее принять предложенную совре менными авторами теорию необразной специфики. Исход этих малопродуктивных споров предопределили не столько теоретики, сколько практики-писатели, художники, композиторы, деятели кино, театра, ко торые, по существу, отвергли теорию необразной специфики и остались верны ми эстетическим заветам В. Белинского. Если бы от теории образной специфи ки отказался В. Белинский, от нее, веро ятно, отказались бы и его последователи — Чернышевский, Добролюбов и др. Од нако подобного факта ни один исследо ватель не обнаружил. Зато обнаружена защита этой теории сторонниками материалистической эсте тики, в том числе Чернышевским. По его мнению, общей «характеристиче ской» чертой искусства и литературы является образное воспроизведение дей ствительности. Но этим не ограничивает ся своеобразие художественной специфи ки, точнее сказать, этим она начинается. Образность появляется в каждом от дельно взятом виде искусства по-своему. В музыке, живописи, хореографии, лите ратуре, сценическом, кинематографиче ском и других видах искусства есть своя особая специфика, своя особая образ ность, свой «изобразительный язык», вне которого данный вид искусства не существует. В музыке образ проявляется иначе, нежели в живописи, в живописи иначе, нежели в киноискусстве, в лите ратуре, хореографии, скульптуре и т. д. И дело здесь, разумеется, не в том толь ко, что музыкальному звуку, художест венному слову, пластическому движению и т. д. присущ свой особый изобрази тельный язык, но и в том, что в каждом отдельно взятом виде искусства образ может проявиться только при посредст ве своего изобразительного языка. При сущий каждому виду искусства, он не является чем-то внешним по отношению к специфике художественного образа и представляет собою одну из существен но важных сторон образной специфики. Непонимание роли и значения «изоб разительного языка» в системе данного вида искусства приводит к досадному отождествлению таких искусств, кото рые, по существу, не имеют между собой ничего общего. Архитектуру ставят, на пример, в один ряд с поэзией, музыкой, живописью и т. д. По аналогии с назван ными искусствами архитектуру называ ют формой общественного сознания, за бывая, что архитектура —искусство осо бого рода, не обладающее образной спе цификой, следовательно, не отражающее действительности в образах и картинах, — обстоятельство, на которое давно об ратил внимание Чернышевский. Мысль о том, что истинной стихией музыки, живописи, литературы являют ся любые звуки, линии, слова, совер шенно не соответствует действительно сти. С подобным пониманием роли звука в музыке, слова в поэзии, линий в живо писи согласится любой представитель формалистического искусства. Верно: вне звука нет музыки, вне линии нет ис кусства рисования, вне телесных движе ний нет хореографии, вне слова нет ли тературы. Но верно и то, что не всякий звук и не всякое слово создает музы кальный или поэтический образ. В природе бездна самых разнообраз ных звуков, но среди них не встречается таких, которые рождали бы музыкаль ный образ. Музыкальные звуки — зву ки особого рода. Объяснить их своеобра зие, значит объяснить одну из важных особенностей музыкальной специфики. В поэтическом образе слово выступа ет не как слово «вообще», не как слове сная абстракция, а как единственное и неповторимое по своему значению и зву чанию слово, которого, по пословице, «из песни не выкинешь». Само по себе сло во — не образ, но в поэтическом образе
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2