Сибирские огни, 1962, № 10
заниях Г. Успенский нашел лишь новое подтверждение тому, что он наблюдал в жизни. Цифры послужили лишь пово дом, своеобразным импульсом и, конеч но, материалом для создания художест венных образов. Языком образов писа тель повествует о том, о чем цифры са ми по себе рассказать не могут. В силу присущей искусству образно-художест- зенной специфики, оно выполняет роль, которую не в состоянии выполнить ни какая наука. Показывая нечеловеческую тяжесть груда Авдея, и Авдотьи, автор замеча ет: «Нужно затаить дух, собрать в себе все силы, обуздать каждый мускул, страдающий от тяжести, которую ему приходится преодолевать... и каждый шаг свой одолевать страшным напряже нием нервов...» В рассказе нет ни одной фразы, ни одного слова об ужасах разорения рус ской пореформенной деревни. Но чита теля подводят именно к этой мысли не отвлеченные рассуждения, а живые об разы. В рассказе, написанном в суровой реалистической манере, как будто нет ничего «страшного», необычного, но его ¡бщий смысл возбуждает чувство не удержимого протеста. Ученый статистик при помощи цифро вых данных доказывает, а художник в живых и ярких образах показывает глу бокую и важную истину, состоящую в гом, что положение значительной части пореформенного крестьянства сильно ухудшилось, что труд безлошадных кре стьян носит поистине каторжный харак тер. Наука и искусство выполняют в этом случае общественную роль различными способами отражения действительности. Творческая деятельность научного и художественного мышления осуществ ляется в присущих им качественно раз личных формах. Мы уже говорили, что н а у ч н о - л о г и ч е с к о е мышление не ч у ж д а е т с я о б р а з н ы х п р и е м о в , которые по большей части служат иллюстрацией того или иного теоретического положе ния. Но, как правило, оно в художествен ной образности не нуждается. Обилие образных приемов нарушает установив шееся в науке логическое течение мы сли, ослабляет научную ценность про изведения. Именно такой случай хорошо показан на примере научных занятий профессора Ивана Вихрова, героя рома на Л. Леонова «Русский лес». Цель Вихрова, замечает автор, «со стояла в том, чтобы с помощью своей книги ввести эту девушку в лес, как в родную семью, и пусть она посильно по может ему в борьбе за своих новых дру зей. Для этого ему предстояло через то ненькую струйку чернил, медлительно стекающих на бумагу, пропустить целое озеро исторических справок, историче ских доказательств, собственных наблю дений и мыслей о мире, добытых ин струментом его ремесла. Уже остава лось перебелить почтенную стопку раз гонисто написанных листков, как вдруг стало ясно, что о б и л и е п о э т и ч е с к и х о б р а з о в л и ш ь о с л а б л я е т н а у ч н у ю ц е н н о с т ь книги, что вместо задуманного исследования по лучается лишь поэма о горькой лесной судьбине»1. Выводы Вихрова, точнее сказать, вы воды Л. Леонова, показывают, что поэти ческие образы могут использоваться в науке лишь как вспомогательные, под собные, иллюстративные, а не основное средство. Если обилие поэтических образов ос лабляет ценность научной книги, то оби лие чисто логических приемов в такой же, если не большей степени ослабляет художественную ценность романа, пове сти, поэмы или драмы. Принципиальная в о з м о ж н о с т ь и д о п у с т и м о с т ь п о э т и ч е с к и х о б р а з о в в н а у ч н о м т р у д е р е г у л и р у е т с я т р е б о в а н и я м и н а у ч н о й с п е ц и ф и к и в т а к о й ж е м е р е , в к а к о й в о з м о ж н о с т ь и д о- п у с т и м о с т ь н а у ч н о - л о г и ч е с к и х п р и е м о в в и с к у с с т в е р е г у л и р у е т с я т р е б о в а н и я м и х у д о ж е с т в е н н о й с п е ц и ф и к и —■ обстоятельство, показывающее, что и в этом случае закон перехода количест венных изменений в качественные полно стью сохраняет свою силу и значение. 3 Отрицание специфики образно-худо- жественного мышления, выдаваемое за последнее слово научной эстетики, на наш взгляд, чревато серьезными ошибка ми. Это не трудно понять, если учесть, что подобная точка зрения ведет к от рицанию роли мировоззрения,, художест венного мастерства, критерия художест венности, ибо не может быть никакого мастерства, никакой художественности вне художественных образов. Ведь ни кому еще не приходило в голову иссле довать проблему художественно-логиче- ских «образов» «Феноменологии духа», «Анти-Дюринга» или «Нищеты филосо фии». По самой своей сущности понятие художественности неотделимо от худо жественных образов. Ставя на одну дос ку образы художественные и нехудоже ственные, противники образной специфи ки как бы подсказывают мысль об их тождественности, однокачественности, одноприродности. Но при таком взгляде на проблему образа эстетической теории вообще нечего делать, она лишается сво ей законной базы. В самом деле, о ка кой эстетической теории может идти речь, если снимаются проблемы образ- 1 « З н а м я » , 1954, № И, стр. 8. Разрядка моя -И . А.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2