Сибирские огни, 1962, № 10
трудящихся в духе морального кодекса советского человека. Поэтому оно повсе местно, и научные организации так же сильно тяготеют к социалистическим обя зательствам, как производственные. Основным содержанием обязательств научных коллективов должно быть и стало достижение великих целей отечественной науки — занятие ведущего поло жения в мировой науке и превращение ее в непосредственную производительную силу общества, то есть укрепление связи с жизнью. Значит, коммунистическое соревнование становится одной из форм решения основных задач науки, особен но, если оно конкретно нацелено на увеличение темпов решения задач науки, на практическое их преломление. Наши ученые поднялись на такое соревнование. Уже три года подряд берут ся социалистические обязательства и неплохо выполняются. Вот и сейчас разви ваются начатые соревнования в честь XXII съезда КПСС и мартовского Пленума ЦК КПСС за помощь промышленности и, главным образом, сельскому хозяйству. Одно из таких обязательств предусматривает, например, создание принципиально нового вида сеялки для зерновых культур. Высшей формой коммунистического соревнования становится борьба лабо раторий и научных групп за звание коммунистических. В отдельных случаях этим движением охвачено сто и более сотрудников института. Какую же лабораторию можно назвать коммунистической? Мы полагаем, что ту, которая добилась конкретных успехов в достижении ведущего положения в своей отрасли науки и сделала конкретные дела по превращению своих достиже ний в производственное средство. Кто сделал прямой вклад в коммунистическое строительство, того и можно величать коммунистическим именем! * * * Превращение науки в движитель производства имеет две стороны. Одна из них — орудия производства. Вторая связана с людьми в процессе производства, с их знаниями. Появление новых орудий труда уже само по себе требует и обус ловливает рост знаний и квалификации. Простое общение с новой машиной, авто матической линией или прибором приводит к пополнению запаса сведений. Что может сделать ученый для обогащения тружеников новыми знаниями? Многое он может сделать и уже делает. Только за самое последнее время груп пы наших ученых посетили десять крупных заводов Новосибирска и прочитали рабочим в цехах лекции на научные темы. Другие объехали колхозы и совхозы области. Лекционная пропаганда на производстве, главным образом, одна из до рог к уму и сердцу труженика. Другим путем является техническая учеба. Только важно, чтобы она была направлена не назад, а вперед. Здесь все хорошо перевязывается с идеей непре рывного внедрения в том смысле, что одним из важнейших его элементов должно стать обучение производственного коллектива способам использования новой тех ники. В этом деле должны принимать участие ее создатели: ученые и конст рукторы. Многими каналами связана наука с жизнью и жизнь с наукой. Кровеносными артериями этой связи являются становление науки, как непосредственной произ водительной силы общества и выход по всем направлениям на передовые миро вые рубежи. К ним примыкают многочисленные питательные русла, часть из ко торых мы попытались раскрыть и использовать на деле. Но разве можно исчер пать все обилие этих русел. Подобно матери, пестующей свое дитя, питающей его соками жизни, внуша ющей ему мысли и поступки, предстают перед нами жизнь и наука. Щедрая и ободряющая, когда наука делает успехи, строгая и взыскивающая в минуты оши бок, но всегда любящая! Подобно дочери, которая знает нужды матери и помогает ей быть всегда бод рой и радостной, кажутся нам наука и жизнь. Будем же неустанно и неизменно крепить эти связи, сделаем их коммуни стическими!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2