Сибирские огни, 1962, № 10
и своеобразном отождествлении образно сти художественной и образности неху дожественной. Принципиальная ошибка А. Бурова и его единомышленников со стоит в игнорировании качественной раз ницы между художественными и логиче скими образами. Теория отражения учит, что любая форма логического мышления, в том чис ле понятие, суждение, умозаключение, не лишена элементов образности. Но разве не ясно, что между отвлеченным понятием, скажем, понятием «героя-пат- риота», и художественным образом пат риота, скажем, образом Павла Корчаги на, существует качественное различие. В отвлеченном понятии отражается лишь общее представление о героиче ском служении родине, в понятии нет конкретных, индивидуальных признаков, тогда как в образе Павла Корчагина от ражается конкретная судьба героя-пат- риота, его жизнь, поступки, мысли, чув ства, настроения. В образах Олега Коше вого, Мересьева, Семена Давыдова, Ки рилла Извекова тоже отражается жизнь, поступки, чувства, мысли, настроения, но все это у каждого из них разное, не повторимо особенное. О б р а з н о с т ь , п р и с у щ а я а б с т р а к т н о м у п о н я т и ю , т е м и о т л и ч а е т с я о т о б р а з н о с т и х у д о ж е с т в е н ной , что, в сравнении с последней, она обща, отвлеченна, абстрактна, лишена живой конкретности, наглядности, инди видуальности. Сказать, что любая образность есть образность, и на этом шатком основании отвергнуть образную специфику искус ства, значит сказать банальную фразу, которая ничего не дает для понимания существа интересующего нас вопроса; существо же это состоит не в том, что образы одинаковы, а в том, что образы научно-логические отличаются специфи ческими особенностями от образов худо жественных. Невозможно без серьезной натяжки ставить на одну доску образы художест венные и научно-логические и делать выводы: художественная образность не специфична для искусства, поскольку на ряду с ней существует образность неху дожественная. Монография академика Тарле «Напо леон» не лишена, конечно, элементов образности. Но разве не ясно, что образ Наполеона, созданный автором «Войны и мира», обладает неповторимым качест венным своеобразием в сравнении с об разом того же лица в научно-историче ском исследовании? Дело здесь, конечно, не в том, что Лев Толстой и Тарле отли чаются друг от друга масштабами свое го таланта, а в том, что сама природа таланта того и другого качественно раз лична, как различна природа созданных ими образов. Суть интересующего нас вопроса состоит именно в этом. В отличие от логического или научно- теоретического художественное отраже ние характеризуется наглядностью и кон кретностью. Стало в известной мере трюизмом, что образ, выражающий от влеченное, абстрактное содержание, не является истинно художественным. В. Белинский не раз подчеркивал ту мысль, что художник не терпит отвлечен ных представлений, творя, он мыслит образами, а любой образ только тогда и прекрасен, когда определенен и вполне доступен чувственному восприятию!. Продолжая анализ особенностей науч- но-логического и образно-художественно го мышления, нам представляется целе сообразным рассмотреть художествен ные произведения, темы которых подска заны научными исследованиями. В рассказе «Четверть лошади» Г. Ус пенский говорит о толстых и скучных томах статистики, отражающей жизнь в м е р т в ы х цифрах, нулях, нуликах и дробных числах (т. е. о математических абстракциях), и об искусстве, которое должно «перевести» содержание стати стических данных с языка мертвых цифр на язык ж и в ы х художественных о б р а з о в . «В изданиях статистического комите т а ,— замечает Успенский, — рассказа на цифрами та «сущая правда» на шей жизни, о которой мы совершенно от выкли говорить человеческим языком, и нужно только раз получить интерес к этим дробям, нулям и нуликам, к этой вообще цифровой крупе, которою усея ны статистические книги и таблицы, как все они, вся эта крупа начинает прини мать человеческие образы и облекаться в картины ежедневной жизни, то есть начинает получать значение не мертвых и скучных знаков, а, напротив, значение самого разностороннейшего изображения жизни»2. Говоря о том, что крупа статистиче ских цифр может принимать человече ские образы и облекаться в картины по вседневной жизни, Г. Успенский имеет в виду лишь возможность перевода на язык художественных образов того, что статистическая наука отражает в виде отвлеченных цифровых выкладок. Примером воплощения «цифровой крупы» в живые человеческие образы и является рассказ «Четверть лошади», повествующий о тяжелой судьбе безло шадных крестьян Авдея и Авдотьи. Ус пенский увидел за цифрами хорошо ему знакомую реальную жизнь, судьбы мил лионов людей, об ужасах существования которых он знал помимо статистических исследований. В статистических исследо- 1 Разумеется, это не означает, что любая кон кретность тождественна художественности. 2 Соч. Г. У с п е н с к о г о в 2 томах. Т. 2, СПБ, 1897, стр. 187.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2