Сибирские огни, 1962, № 10
мостоятельное существование. Иначе го воря, оно не было бы мышлением образ но-художественным, а было бы тем, чем является научно-логическое мышление. Качественное различие между образно художественным и логическим мышлени ем не есть выдумка зарапортовавшихся теоретиков, а есть непреложный факт, порожденный историей науки и искусст ва. С этим фактом нельзя не считаться. Аристофан и Аристотель, Шекспир и Бэкон, Гете и Гегель, Бальзак и Маркс, Толстой и Ленин — это не только пред ставители великих эпох в развитии об щественного сознания, но, что особенно важно, представители двух различных форм общественного сознания: искусст ва и науки Никто не станет утверждать, что в комедиях Аристофана, в трагедиях Шекспира, драмах и поэмах Гете, рома нах Бальзака, Толстого и Горького дей ствительность отражается в тех самых формах, что и в «Метафизике» Аристо теля, «Феноменологии духа» Гегеля, «Немецкой идеологии» Маркса и Эн гельса, «Материализме и эмпириокрити цизме» Ленина. А. Буров считает, что признание спе цифики образного мышления «наряду с обычным логическим мышлением» запу тывает вопрос, тогда как непризнание обнаруживает специфику помимо образ но-художественного мышления. Такое рассуждение покоится на предположе нии, что специфика связана не с образ но-художественным мышлением, предпо лагающим особый способ (метод) обра ботки жизненного содержания, а особый предмет искусства, которому присуща эстетическая специфика. Если бы сторонники разбираемой точ ки зрения в своих рассуждениях опира лись на реальные факты, а не на от влеченные схемы, они должны были бы заметить, что в самой действительности никогда не было и быть не могло объ ектов, обладающих художественной спе цификой. Предположение, согласно ко торому объекту художественного созна ния присуща абсолютная эстетическая специфика, не имеет под собой никакой реальной почвы Ведь то, что мы называем художест венной спецификой, представляет не что иное, как о б р а з н о е отражение действительности. Поскольку это так, неразумно искать источник образно-ху дожественного отражения действитель ности помимо и за пределами человече ского сознания. Материалист не может не согласиться с тем, что х у д о ж е с т в е н н о е о т р а ж е н и е д е й с т в и т е л ь н о с т и в о з м о ж н о т о л ь к о п р и п о с р е д с т в е т в о р ч е с к о й д е я т е л ь н о с т и с о з н а н и я . Поми мо человеческого сознания такая дея тельность совершиться не может. Образы Наполеона и Кутузова, каки ми мы их знаем по «Войне и миру», в действительности не существовали. В действительности существовали лишь реальные исторические лица с именами Наполеона и Кутузова. То же самое можно сказать об обра зах сормовских рабочих, показанных Горьким в повести «Мать». Реально-ис- торическому Заломову никакая образно художественная специфика не была и не могла быть присуща. Реально-историче ские люди становятся объектами искусст ва отнюдь не потому, что им присуща художественная специфика, а потому, что представляют общественный интерес с точки зрения определенного худож ника. Никогда и нигде серьезные мыслители и художники не выдвигали положения о том, что специфика искусства коренит ся в самом объекте художественного изображения. Напротив, мыслители и ху дожники всегда утверждали, что источ ником художественной специфики явля ется художественное творчество, дея тельность творческого сознания и ничто другое. У сторонников критикуемой точ ки зрения имеет место еще одна ошибка, обусловленная недооценкой своеобразия образно-художественного и научно-логи ческого мышления. Они считают, что поскольку образ ность «имеет место даже в научном мы шлении», постольку постановка вопроса о специфичности художественного мыш ления сама по себе отпадает, «художест венное мышление» будто бы ничем не отличается от мышления научно-логиче ского. «Кроме того, следует отметить, — чи таем мы в книге Бурова,— об р а з н а я ф о р м а в о о б щ е н е я в л я е т с я к о р е н н ы м , с у щ е с т в е н н ы м п р и з н а к о м и с к у с с т в а , посколь ку, как известно, б ы в а ю т н е т о л ь - к о художественные образы»1. Далее декларативно утверждается, что специфика искусства есть его сущест венный отличительный признак, без ко торого искусство не определяется как особая форма общественного сознания. Если образное отражение не считается существенным признаком искусства, то, следовательно, допускается существова ние внеобразной специфики, т. е. вне- образного искусства. С подобными взгля дами не согласится ни один сторонник реалистического искусства, но легко сог ласятся абстракционисты, отвергающие образную специфику искусства и отстаи вающие «чисто геометрическую и не гео метрическую абстракцию», «нефигур ные структуры, опирающиеся на фактор случайности, т. е. ташизм»2. Но дело, разумеется, не в том, что концепция необразной специфики объек тивно укрепляет позиции современного модернизма, а в недопустимом смешении 1 А. И. Б у р о в . Эстетическая сущность ис кусства, стр. 282. Подчеркнуто мной — И. А. 2 Ж . «Польша», № 10, 1957, стр. 5.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2