Сибирские огни, 1962, № 10
_____________________________________ И. АСТАХОВ НУЖНО ЛИ СПОРИТЬ О БЕССПОРНОМ 1 В некоторых работах по эстетике, опу бликованных за последние годы, полно стью определилась точка зрения, отри цающая правомерность положения, со гласно которому искусство есть специ фическая форма отражения действитель ности или мышление в образах. Сторон ники этой точки зрения утверждают, что художественная образность не является специфической особенностью искусства и должна рассматриваться только как его формальный и несуществующий признак. По их мнению, свойственная искусст ву образная форма отражения «не яв ляется т е м с у щ е с т в е н н ы м с п е ц и ф и ч е с к и м п р и з н а к о м , п о к о т о р о м у м ы м о ж е м о т л и ч а т ь е г о о т д р у г и х ф о р м об щ е с т в е н н о г о с о з н а н и я ; о н а я в л я е т с я л и ш ь ф о р м а л ь н ы м н а ч а л о м и с к у с с т в а » 1. Не замечая качественного своеобразия художественного мышления, в сравне нии с мышлением научно-логическим, сторонники этой точки зрения считают, что рассуждение об образной специфике способно лишь запутать понимание сущ ности этой проблемы. «Существует, как известно, распро страненная формула, что « и с к у с с т во е с т ь м ы ш л е н и е в о б р а з а х » , « о б р а з н о е м ы ш л е - н и е», однако она не только н и ч е г о н е р а з ъ я с н я е т а, н а п р о т и в , з а п у т ы в а е т в о п р о с , ибо застав ляет усматривать сущность искусства в каком-то «особом» мышлении, которое якобы существует наряду с обычным, 1 А. И. Б у р о в . Эстетическая сущность ис кусства. М., 1956, стр. 53—54. Подчеркнуто А. И. Буровым. поэтическим мышлением, то есть мышле нием понятиями. В результате появля ется мышление без понятия, будто бы имеющее место в художественном твор честве»'. Не трудно заметить, что приведенное рассуждение, состоящее из явных наме ков, ставит вещи с ног на голову. Сто ронники образной специфики никогда не утверждали, будто художественное мыш ление есть мышление без понятия. Во- вторых, формула «искусство есть мыш ление в образах» ничего не запутывает, а напростив, раскрывает одну из суще ственных сторон специфики художест венного мышления. В-третьих, образно - художественное мышле ние, как бы ни возражали его про тивники, является «особой» истори чески сложившейся формой в сравне нии с мышлением научным. «Особое» состоит не в том, что образное мышле ние является мышлением без понятий, а в том, что образное мышление есть каче ственно отличная форма в сравнении с научно-логическим. Специфичность худо жественного мышления в сравнении с мышлением научным вовсе не означает, что одна из этих форм абсолютно проти воположна другой и тем самым отрицает другую. На деле все обстоит иначе: об разно-художественное мышление, тесно связанное с мышлением научно-логиче ским, в случае надобности использует его в своих особых целях, опирается на него, но вместе с тем качественно отли чается от него. Если бы образно-художе ственное мышление можно было бы пол ностью свести к логическим формам (по нятиям, суждениям, силлогизмам и т. п.), оно, естественно, выглядело бы простым повторением, не имеющим права на са 1 А. И. Б у р о в . Эстетическая сущность ис кусства, стр. 140. Подчеркнуто мной — И. А.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2