Сибирские огни, 1962, № 10

_____________________________________ И. АСТАХОВ НУЖНО ЛИ СПОРИТЬ О БЕССПОРНОМ 1 В некоторых работах по эстетике, опу­ бликованных за последние годы, полно­ стью определилась точка зрения, отри­ цающая правомерность положения, со­ гласно которому искусство есть специ­ фическая форма отражения действитель­ ности или мышление в образах. Сторон­ ники этой точки зрения утверждают, что художественная образность не является специфической особенностью искусства и должна рассматриваться только как его формальный и несуществующий признак. По их мнению, свойственная искусст­ ву образная форма отражения «не яв­ ляется т е м с у щ е с т в е н н ы м с п е ­ ц и ф и ч е с к и м п р и з н а к о м , п о к о т о р о м у м ы м о ж е м о т л и ­ ч а т ь е г о о т д р у г и х ф о р м об ­ щ е с т в е н н о г о с о з н а н и я ; о н а я в л я е т с я л и ш ь ф о р м а л ь н ы м н а ч а л о м и с к у с с т в а » 1. Не замечая качественного своеобразия художественного мышления, в сравне­ нии с мышлением научно-логическим, сторонники этой точки зрения считают, что рассуждение об образной специфике способно лишь запутать понимание сущ­ ности этой проблемы. «Существует, как известно, распро­ страненная формула, что « и с к у с с т ­ во е с т ь м ы ш л е н и е в о б ­ р а з а х » , « о б р а з н о е м ы ш л е - н и е», однако она не только н и ч е г о н е р а з ъ я с н я е т а, н а п р о т и в , з а п у т ы в а е т в о п р о с , ибо застав­ ляет усматривать сущность искусства в каком-то «особом» мышлении, которое якобы существует наряду с обычным, 1 А. И. Б у р о в . Эстетическая сущность ис­ кусства. М., 1956, стр. 53—54. Подчеркнуто А. И. Буровым. поэтическим мышлением, то есть мышле­ нием понятиями. В результате появля­ ется мышление без понятия, будто бы имеющее место в художественном твор честве»'. Не трудно заметить, что приведенное рассуждение, состоящее из явных наме­ ков, ставит вещи с ног на голову. Сто­ ронники образной специфики никогда не утверждали, будто художественное мыш­ ление есть мышление без понятия. Во- вторых, формула «искусство есть мыш­ ление в образах» ничего не запутывает, а напростив, раскрывает одну из суще­ ственных сторон специфики художест­ венного мышления. В-третьих, образно - художественное мышле­ ние, как бы ни возражали его про­ тивники, является «особой» истори­ чески сложившейся формой в сравне­ нии с мышлением научным. «Особое» состоит не в том, что образное мышле­ ние является мышлением без понятий, а в том, что образное мышление есть каче­ ственно отличная форма в сравнении с научно-логическим. Специфичность худо­ жественного мышления в сравнении с мышлением научным вовсе не означает, что одна из этих форм абсолютно проти­ воположна другой и тем самым отрицает другую. На деле все обстоит иначе: об­ разно-художественное мышление, тесно связанное с мышлением научно-логиче­ ским, в случае надобности использует его в своих особых целях, опирается на него, но вместе с тем качественно отли­ чается от него. Если бы образно-художе­ ственное мышление можно было бы пол­ ностью свести к логическим формам (по­ нятиям, суждениям, силлогизмам и т. п.), оно, естественно, выглядело бы простым повторением, не имеющим права на са­ 1 А. И. Б у р о в . Эстетическая сущность ис­ кусства, стр. 140. Подчеркнуто мной — И. А.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2