Сибирские огни, 1962, № 10

Для этой цели мы установили связи с педагогическими учреждениями и школами, составляем проекты новых программ для средних школ, обобщаем опыт передо­ вых педагогов. Все это не может не привести к росту талантов, притоку в науку существенно большего числа людей из толщи народной. Мы хотим преодолеть сложившийся годами недостаток отрыва педагогики от точных наук, от естество­ знания. Ведь возникновение противоречий между школой и жизнью имеет две стороны. Это разрыв между школой и производством и между школой и наукой. Они одинаково нетерпимы. Новая система подбора кадров молодежи в науку поможет, несомненно, осу­ ществлению великих задач науки. Значит дважды будет способствовать связи науки с жизнью. * * * Завоевание нашей наукой ведущего мирового положения является задачей и научных коллективов и каждого ученого в отдельности. Надо поставить дело так, чтобы каждый ученый, его группа лаборантов и механиков твердо знали, ко­ го и что им надо превзойти, когда и как они это сделают. У нас сов"ем мало вре­ мени, а задача это нелегкая. Как же можно довольствоваться самотеком, плав­ ным и привольным течением научной жизни, если жизнь народа и страны бьет ключом. Но люди в науке должны быть правильно организованы. Разве высшая орга­ низация нужна только промышленному и колхозному производству? Она в не­ меньшей степени нужна и научным коллективам. Пожалуй, квинтэссенцией науч^- ной организации коллектива является сочетание ученых разных специальностей при работе над одной крупной проблемой. Ведь и полет в космос, и создание атом­ ного ледокола, и производство полимеров, и аэропоиск полезных ископаемых, и предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний — дело рук различных ^по профилю ученых. Здесь нужна совместная работа, организованная, а не стихийно сложившаяся, и механиков, и математиков, и физиков, и химиков, и биологов, и геологов, и врачей, и инженеров. Вот, например, в Сибирском отделении из 96 проблем более 2/3 комплексных. Над некоторыми трудятся представители девяти институтов, над остальными — пяти и трех. И еще. Крайне важно уметь концентрировать силы и средства науки на главных направлениях. Мы уже их выше называли. Но если на одном из них на­ метился прорыв, выдвинутая идея подтвердилась на опыте или на производстве, тогда надо бросать в этот прорыв дополнительные штаты, материалы, установки, средства, площади — все, в чем современная наука так нуждается и что, вместе с тем, должна расходовать экономично. Иногда хотят начинать научные исследования с создания сильно развитых ла­ бораторий, в которых сосредоточены все известные приборы и установки, накоп­ лены запасы материалов, книг и статей. Так мировую науку не перегонишь. Надо начинать с мобильных, дешевых, простых приспособлений, дающих возможность испробовать верность идеи. Сейчас темпы развития науки так велики, что за время создания массивных установок они уже состарятся. Когда качественно новые факты установлены, а это не требует, как правило, прецезионных измере­ ний, точный опыт должен быть поставлен на соответствующих ему приспособле­ ниях. Так, при создании экспериментальной и производственной базы сказывается требование экономичности. Оно также является необходимым принципом органи­ зации современной науки, условием достижения заветных далей. Нужно л' сегодня соревноваться с американцами в размерах телескопов, мощности ускорителей, быстродействии счетных машин, построенных на прежних принципах? Нет, надо менять принципы. Рывок в науке — это рывок в научных кадрах, их организации и в создании экспериментальной базы. $ * * Все это содействует не только первенствующему положению нашей науки, но и ее обращению в непосредственную производительную силу. Но есть и некоторые специфические обстоятельства, прямо способствующие достижению этой особенно благородной цели науки. В чем же они состоят? Прежде всего надо, чтобы каждая разрабатываемая нами проблема была на­ правлена на коммунистическое строительство. Нетрудно догадаться, что только при этом обязательном условии можно науку по всем ее направлениям преобразо­ вывать в непосредственную производительную силу. При этом совсем необяза­ тельно, чтобы все проблемы были прикладными и касались вопросов сегодняшне­ го дня производства. Так, например, наши проблемы управляемого термоядерного синтеза и генетического кода несомненно нужны для успешного развития комму­ низма в нашей стране.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2