Сибирские огни, 1962, № 10
Для этой цели мы установили связи с педагогическими учреждениями и школами, составляем проекты новых программ для средних школ, обобщаем опыт передо вых педагогов. Все это не может не привести к росту талантов, притоку в науку существенно большего числа людей из толщи народной. Мы хотим преодолеть сложившийся годами недостаток отрыва педагогики от точных наук, от естество знания. Ведь возникновение противоречий между школой и жизнью имеет две стороны. Это разрыв между школой и производством и между школой и наукой. Они одинаково нетерпимы. Новая система подбора кадров молодежи в науку поможет, несомненно, осу ществлению великих задач науки. Значит дважды будет способствовать связи науки с жизнью. * * * Завоевание нашей наукой ведущего мирового положения является задачей и научных коллективов и каждого ученого в отдельности. Надо поставить дело так, чтобы каждый ученый, его группа лаборантов и механиков твердо знали, ко го и что им надо превзойти, когда и как они это сделают. У нас сов"ем мало вре мени, а задача это нелегкая. Как же можно довольствоваться самотеком, плав ным и привольным течением научной жизни, если жизнь народа и страны бьет ключом. Но люди в науке должны быть правильно организованы. Разве высшая орга низация нужна только промышленному и колхозному производству? Она в не меньшей степени нужна и научным коллективам. Пожалуй, квинтэссенцией науч^- ной организации коллектива является сочетание ученых разных специальностей при работе над одной крупной проблемой. Ведь и полет в космос, и создание атом ного ледокола, и производство полимеров, и аэропоиск полезных ископаемых, и предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний — дело рук различных ^по профилю ученых. Здесь нужна совместная работа, организованная, а не стихийно сложившаяся, и механиков, и математиков, и физиков, и химиков, и биологов, и геологов, и врачей, и инженеров. Вот, например, в Сибирском отделении из 96 проблем более 2/3 комплексных. Над некоторыми трудятся представители девяти институтов, над остальными — пяти и трех. И еще. Крайне важно уметь концентрировать силы и средства науки на главных направлениях. Мы уже их выше называли. Но если на одном из них на метился прорыв, выдвинутая идея подтвердилась на опыте или на производстве, тогда надо бросать в этот прорыв дополнительные штаты, материалы, установки, средства, площади — все, в чем современная наука так нуждается и что, вместе с тем, должна расходовать экономично. Иногда хотят начинать научные исследования с создания сильно развитых ла бораторий, в которых сосредоточены все известные приборы и установки, накоп лены запасы материалов, книг и статей. Так мировую науку не перегонишь. Надо начинать с мобильных, дешевых, простых приспособлений, дающих возможность испробовать верность идеи. Сейчас темпы развития науки так велики, что за время создания массивных установок они уже состарятся. Когда качественно новые факты установлены, а это не требует, как правило, прецезионных измере ний, точный опыт должен быть поставлен на соответствующих ему приспособле ниях. Так, при создании экспериментальной и производственной базы сказывается требование экономичности. Оно также является необходимым принципом органи зации современной науки, условием достижения заветных далей. Нужно л' сегодня соревноваться с американцами в размерах телескопов, мощности ускорителей, быстродействии счетных машин, построенных на прежних принципах? Нет, надо менять принципы. Рывок в науке — это рывок в научных кадрах, их организации и в создании экспериментальной базы. $ * * Все это содействует не только первенствующему положению нашей науки, но и ее обращению в непосредственную производительную силу. Но есть и некоторые специфические обстоятельства, прямо способствующие достижению этой особенно благородной цели науки. В чем же они состоят? Прежде всего надо, чтобы каждая разрабатываемая нами проблема была на правлена на коммунистическое строительство. Нетрудно догадаться, что только при этом обязательном условии можно науку по всем ее направлениям преобразо вывать в непосредственную производительную силу. При этом совсем необяза тельно, чтобы все проблемы были прикладными и касались вопросов сегодняшне го дня производства. Так, например, наши проблемы управляемого термоядерного синтеза и генетического кода несомненно нужны для успешного развития комму низма в нашей стране.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2