Сибирские огни, 1962, № 10

На первый вопрос она ответила не задумываясь, что для нее нет ничего го­ рестнее того, что Корея, по злой воле американского штыка, разъединена и что там, на юге, чужеземцы топчут сердца ее собратьев. В ответ на второй вопрос Ким Бон Ре сказала: — Радостного у меня было много: и вот то, что я научилась управлять че­ тырьмя тысячами веретен, и то, что за труд мне присвоено высшее звание — Героя, и то. что меня приняли в партию... — Ким Бон Ре вдруг улыбнулась и перебила себя: — Запишите еще вот такой случай. Вела я однажды свою дочку в детские ясли. Утро было свежее, ясное. Сияли витрины магазинов, из репродук­ торов лилась музыка. Дочка была в новом платье и никак не могла на него на любоваться. — Мама, — вдруг спросила она, — это ты мне соткала? — Я, дочка. — А вон той тете? — Тоже я. — А в магазине? — девочка показала на витрину. — И это наткала я. Я и мои подруги. — Знаете, — заключила нашу беседу Ким Бон Ре, — видеть людей одеты­ ми в ткани, которые ты создала, что может быть радостнее этого! Длинный школьный коридор. Через полуоткрытую дверь доносится из клас­ са звонкий мальчишеский голос: «За одну минуту советская ракета пролетает...» Мы минуем дверь, голос замирает. Но уже из другой слышится: «Пишется — космическая, произносится касмическая». — Идет урок русского языка, — пояснил директор школы. Когда мы уже сидели в учительской, он сказал, что русский язык изучают все ученики, начиная с пятого класса. По три часа в сутки. Кроме того, школьники могут изучать по своему выбору китайский, японский, немецкий. Директор школы Ли Пен Сам — представитель новой корейской интеллиген ции. Выходец из бедной крестьянской семьи, при японцах он с горем пополам окончил трехлетиюю школу. Педагогическое образование получил после освобож дения страны. Советским гостям он был очень рад и охотно, с радостью отвечал на наши вопросы. Директор показал нам школьную библиотеку, комнату художественной самодеятельности, кабинет для опытов по физике и химии, производственные ма стерские, пионерский уголок. Все это производит отличное впечатление: чисто, удобно, наглядно, практично. Девочки спели нам под аккомпанемент каякымов1 песню. Сцена напоминала цветочную клумбу: желтые, розовые, оранжевые платьица, белые ленты в чер ных, как смоль, волосах. Каждый цветок, подчиняясь дирижерской палочке, зве нел, как колокольчик. А лица! Милые детские лица, от них трудно было отор ваться. Песня восхваляла урожай подсолнухов, который получило пионерское зве но. Пионеры вспахали землю, удобрили, засеяли, много раз поливали. Так поче­ му же прохожие дяди удивляются, что на землю опустились с неба сотни солнц? — Наши школьники, — сказал Ли Пен Сам,— вырастили фруктовый сад Весной в окна классов льется аромат вишен, абрикосов, яблонь. На груди директора прикреплен значок Чхонлима. — Да, — сказал он, — движение Чхонлима захватило и учителей. Есть и Герои труда. В нашей школе работает Ким Су Пок, которая первой из учителей получила это высокое звание. Хотите, я познакомлю вас с ней? В учительскую зашла скромная молодая женщина и села на краешек ска мейки. Тонкая, гибкая, она была в традиционном национальном платье. Узкие рас косые глаза ее светились приветливо. Мы легко разговорились. Ким Су Пок пришла в эту школу семь лет назад. Тогда ей было девятна дцать лет. В те времена в школу поступало много взрослых людей и ее вначале приняли за ученицу. Девушка недостаточно была подготовлена — окончила толь ко восьмилетнюю школу. За первую четверть пятеро ее учеников получили не­ удовлетворительные оценки. Молодая учительница расплакалась. Плакала долго и не один день. Но когда поняла, что слезами делу не поможешь, поступила в ве­ черний педагогический техникум. К каждому занятию долго готовилась: посеща­ ла музей, знакомилась с работой заводов, присматривалась к жизни города. Все это ей нужно было, чтобы каждый урок сделать наглядным и увлекательным. На помощь пришел Макаренко. «Педагогическую поэму» его она выучила почти наизусть. Дело пошло на лад. Но неуспевающие еще были. Одна из них — Пак Сен Ир. В школе ни с кем не дружила, в перемены не играла, в классе всегда сидела мрачной. Когда учительница пыталась говорить с ней — она сразу же залива­ лась слезами. 1 Национальный музыкальный инструмент.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2