Сибирские огни, 1962, № 10

Академические институты, должны вести советскую науку в неизведанные дали, •осуществлять стратегическую разведку народного хозяйства, но не забывать, что это не самоцель, а средство для построения коммунизма. Мы можем и абсолютно обязаны сделать людей счастливыми. Недавно наши ученые выдвинули лозунг: «Перегнать зарубежную науку по всем направлениям, не догоняя!» Как же это сделать и что это такое? Как можно сразу перегнать? В эту кры­ латую и столь важную формулу вложен большущий смысл. Он состоит в том, что­ бы не повторять пройденный зарубежной наукой путь, чтобы найти свои, принци­ пиально новые способы достижения научных целей. А это можно сделать. Вот, к примеру, наши автоматчики решили создавать средства автоматиза­ ции не для ряда частных случаев, а единую, пригодную для большинства частных случаев систему. Физики работают над ускорителями элементарных частиц с бо­ лее чем перспективными энергиями, гидродинамики создают установки для лю­ бых скоростей движения воды и т. д., и т. д. Значит, наш лозунг полон материаль­ ного и экономического содержания. * * * Итак, жизнь и производство, потребности нашего народа требуют от науки решения двух задач: занять ведущее положение в мировой науке и сделать ее в полной мере непосредственной производительной силой. Впрочем^ мы говорили, что это одна задача. Она решается не самопроизвольно, не стихийно. Хотя дости­ жение этих целей вполне закономерно, но закономерность можно ускорить соз­ нательными действиями или затормозить бездействием. Даже если просто хорошо работать, и то этого мало. Надо сделать что-то особенное, качественно новое. Что же это такое? Когда цели ясны, нужны люди. В науке нужны талантли­ вые и честные люди. Конечно же, они должны быть партийными учеными, созна­ тельно трудиться на благо своего народа и всего человечества. До самого последнего времени даже в нашей стране, где дорога в науку от­ крыта всем и каждому, кто к ней имеет настоящую склонность, пополнение науч­ ных коллективов происходило в большей мепе стихийно. Несмотря на наличие аспирантуры и университетов, широкого направленное отбора молодежи в науку не происходило. В научные учреждения больше попадало людей лучше подготов­ ленных, но не обязательно людей с большими способностями. Часто способные к науке юноши и девушки являются скромными, и это сдерживает их научные стремления. Конечно, ученый всегда должен быть скромным, но привлечение мо­ лодежи в науку должно учитывать сдерживающие молодежь обстоятельства. Научные кадры — главная сила науки. Когда фронт научных исследований в нашем государстве стал предельно широким, надо, чтобы все способные люди занимались научным творчеством. Надо не ждать прихода их в науку, а отбирать их, причем с самого раннего возраста. В этой области наши ученые и научная общественность выдвинули и активно осуществляют специальную новую систему отбора молочежи в науку. Она состоит, прежде всего, в ежегодных физико-математических олимпиадах, проводимых во всех городах и селах Сибири и Дальнего Востока. Дети вогьмого —одиннадцатого классов средней школы, или уже ее окончившие и работающие на производстве, а также воины, решившие особо подобранные задачи в очном и заочном турах, приглашаются в Академгородок в летнюю физико-математическую школу, где им читают научные лекции, беседуют с ними, знакомятся. Ча^ть из них тут же сдают экзамены в Новосибирский госуниверситет, который работает при Сибирском от­ делении. Другая часть принимается в специально создаваемое у нас физико-мате- матическое училище, работающее по особым программам. Окончившие это учи­ лище и далее наш университет будут не начинающими учеными, а уже сложивши­ мися на уровне кандидата наук. Такая прогрессивная в смысле поиска талантли­ вых людей система оказывается также и радикальным способом омоложения науч­ ных кадров. А как важна молодежь в науке! Надо ли об этом много говорить. Уже по своему смыслу, наука — это что-то молодое, новое, свежее. Молодежь способна к дерзаниям и смелости больше, чем прожившие большую жизнь ученые. Но сейчас стране надо именно много смелых, умных и дерзновенных людей. Не надо предполагать, что окончившие физико-математическое училище моло­ дые люди будут только физиками и математиками. Они станут химиками и биоло­ гами, геологами и лингвистами, педагогами и экономистами. В наше время, когда математика и физика насыщают практически все науки, такой процесс является совершенно естественным. Однако надо, чтобы и до восьмых классов средней школы дети больше узна­ вали и понимали, надо расширять их творческие способности, поднять их интерес к учебе и науке, привить им самостоятельность в работе, поощрять склонность к •отдельным направлениям знаний, активнее прививать им гражданские качества.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2