Сибирские огни, 1962, № 10
Академические институты, должны вести советскую науку в неизведанные дали, •осуществлять стратегическую разведку народного хозяйства, но не забывать, что это не самоцель, а средство для построения коммунизма. Мы можем и абсолютно обязаны сделать людей счастливыми. Недавно наши ученые выдвинули лозунг: «Перегнать зарубежную науку по всем направлениям, не догоняя!» Как же это сделать и что это такое? Как можно сразу перегнать? В эту кры латую и столь важную формулу вложен большущий смысл. Он состоит в том, что бы не повторять пройденный зарубежной наукой путь, чтобы найти свои, принци пиально новые способы достижения научных целей. А это можно сделать. Вот, к примеру, наши автоматчики решили создавать средства автоматиза ции не для ряда частных случаев, а единую, пригодную для большинства частных случаев систему. Физики работают над ускорителями элементарных частиц с бо лее чем перспективными энергиями, гидродинамики создают установки для лю бых скоростей движения воды и т. д., и т. д. Значит, наш лозунг полон материаль ного и экономического содержания. * * * Итак, жизнь и производство, потребности нашего народа требуют от науки решения двух задач: занять ведущее положение в мировой науке и сделать ее в полной мере непосредственной производительной силой. Впрочем^ мы говорили, что это одна задача. Она решается не самопроизвольно, не стихийно. Хотя дости жение этих целей вполне закономерно, но закономерность можно ускорить соз нательными действиями или затормозить бездействием. Даже если просто хорошо работать, и то этого мало. Надо сделать что-то особенное, качественно новое. Что же это такое? Когда цели ясны, нужны люди. В науке нужны талантли вые и честные люди. Конечно же, они должны быть партийными учеными, созна тельно трудиться на благо своего народа и всего человечества. До самого последнего времени даже в нашей стране, где дорога в науку от крыта всем и каждому, кто к ней имеет настоящую склонность, пополнение науч ных коллективов происходило в большей мепе стихийно. Несмотря на наличие аспирантуры и университетов, широкого направленное отбора молодежи в науку не происходило. В научные учреждения больше попадало людей лучше подготов ленных, но не обязательно людей с большими способностями. Часто способные к науке юноши и девушки являются скромными, и это сдерживает их научные стремления. Конечно, ученый всегда должен быть скромным, но привлечение мо лодежи в науку должно учитывать сдерживающие молодежь обстоятельства. Научные кадры — главная сила науки. Когда фронт научных исследований в нашем государстве стал предельно широким, надо, чтобы все способные люди занимались научным творчеством. Надо не ждать прихода их в науку, а отбирать их, причем с самого раннего возраста. В этой области наши ученые и научная общественность выдвинули и активно осуществляют специальную новую систему отбора молочежи в науку. Она состоит, прежде всего, в ежегодных физико-математических олимпиадах, проводимых во всех городах и селах Сибири и Дальнего Востока. Дети вогьмого —одиннадцатого классов средней школы, или уже ее окончившие и работающие на производстве, а также воины, решившие особо подобранные задачи в очном и заочном турах, приглашаются в Академгородок в летнюю физико-математическую школу, где им читают научные лекции, беседуют с ними, знакомятся. Ча^ть из них тут же сдают экзамены в Новосибирский госуниверситет, который работает при Сибирском от делении. Другая часть принимается в специально создаваемое у нас физико-мате- матическое училище, работающее по особым программам. Окончившие это учи лище и далее наш университет будут не начинающими учеными, а уже сложивши мися на уровне кандидата наук. Такая прогрессивная в смысле поиска талантли вых людей система оказывается также и радикальным способом омоложения науч ных кадров. А как важна молодежь в науке! Надо ли об этом много говорить. Уже по своему смыслу, наука — это что-то молодое, новое, свежее. Молодежь способна к дерзаниям и смелости больше, чем прожившие большую жизнь ученые. Но сейчас стране надо именно много смелых, умных и дерзновенных людей. Не надо предполагать, что окончившие физико-математическое училище моло дые люди будут только физиками и математиками. Они станут химиками и биоло гами, геологами и лингвистами, педагогами и экономистами. В наше время, когда математика и физика насыщают практически все науки, такой процесс является совершенно естественным. Однако надо, чтобы и до восьмых классов средней школы дети больше узна вали и понимали, надо расширять их творческие способности, поднять их интерес к учебе и науке, привить им самостоятельность в работе, поощрять склонность к •отдельным направлениям знаний, активнее прививать им гражданские качества.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2