Сибирские огни, 1962, № 10

При капитализме научные открытия проникают в производство стихийно, оно ставит задачи перед наукой и корректирует ее результаты вне зависимости от сознательной деятельности людей. Как уже отмечалось, предприниматель даже мешает непосредственной связи науки с людьми и машинами. Определенные элементы стихийности сохраняются и в социалистическом обществе. Между тем социалистическое общество и его люди заинтересованы в самой непосредственной и направленной связи науки и жизни. Это вызывает прямую потребность партийности в науке. В. И. Ленин под партийностью в философии и литературе понимал сознательное действие филосо­ фа или литератора в пользу своего класса. Значит, партийность в науке — это осознанное и преднамеренное действие ученых в интересах трудящихся, при по­ становке задач исследований, в ходе их проведения и при завершении. Это зна­ чит, каждый день и час понимать и помнить, что в' результатах твоих работ заин­ тересован народ, что ты можешь и должен поскорее ему помочь. Ученый, который поступает именно так, становится слугой народа, живет и творит в его интересах. Наука превращается в непосредственную производитель­ ную силу общества. Но не все зависит от ученых. Чувство нового должно стать одним из руководящих стимулов руководителей производства, инженеров и агро­ номов, техников и всех трудящихся. И наша партия делает все, чтобы связать науку с людьми, чтобы воспитать их в коммунистическом духе. Весьма важно, чтобы творцы науки давали больше научной продукции, а трудящиеся были в более высокой степени подготовлены к их восприятию. Надо, чтобы ученый был настолько близок к рабочему, насколько рабочий близок к ученому. Однако инициатива в этой двойной связи несомненно должна принадле­ жать ученому. Воспитателем наших ученых является Коммунистическая партия. Она указа­ ла нам цели науки и вдохновила ученых величайшими перспективами, дала им средства, организовала советских ученых в сильные коллективы, помогает им и отечески поправляет. Наши ученые прекрасно понимают, что одной из движущих сил нашей науки является руководство' ею со стороны Коммунистической партии. Так формируется одна из значительнейших формул социалистического общества: партия — наука — народ. Она означает, что Коммунистическая партия, как пар­ тия, выражающая наиболее полным образом интересы и чаяния народов, привле­ кает, направляет, мобилизует и организует науку в интересах народа, в интересах жизни и производства. Советская наука становится дважды народной, ибо ее творцами являются представители самого народа, а ее результаты непосредственно служат только народу. Переход советского народа к непосредственному строительству основ комму­ нистического общества нуждается в еще более полном использовании научных достижений. Научные учреждения более равномерно размещаются по территории страны и приближаются к центрам производства и культуры. Создаются научные организации непосредственно на производстве, сильно возрастает уровень образо­ вания рабочих и колхозников, создаются единые производственно-научные планы развития, работы научно-исследовательских институтов координируются не толь­ ко внутри, но и с производственными потребностями. Действия академических и отраслевых институтов, конструкторских бюро и производственных организа­ ций сливаются в один фронт. Так создаются все условия для превращения науки в непосредственную производительную силу. Наука станет ею в полной мере, ког­ да исчезнет различие между трудом интеллектуальным и физическим, когда для связи науки с производством не нужны будут посредники. Далеко ли это время? Нет, совсем не далеко. Оно станет еще ближе, если цели, указанные нам Программой партии, мы будем воспринимать не только как лозунги, но как руководство к действию и как самое действие. Надо браться за непосредственное выполнение задач по занятию ведущего положения в мировой науке и ее превращению в непосредственную производительную силу общества. Не надо думать, что это произойдет самопроизвольно, без определенных допол­ нительных мер, без упорного и более возвышенного труда ученых. Жизнь требует, чтобы наука достигла первого места в мире и никому его не уступала. Она тре­ бует, чтобы наука еще более слилась с нею и стала непосредственной производи­ тельной силой. Значит, в осуществлении этих задач и есть смысл связи науки и жизни, науки и производства, науки и народа. И если достижение первой цели науки есть политическая задача, то превра­ щение науки в непосредственную производительную силу можно считать эконо­ мической целью нашей науки.. Но служит ли это основанием для их разделения? ? *1кай нет' политика с экономикой, так и обе цели науки связаны между со- ез Достижения высшего уровня развития науки нельзя добиться ее превра­ щения в полной мере в непосредственную производительную силу, ибо этому 8

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2