Сибирские огни, 1962, № 10

поисковых проблем в прикладные. Иными словами, надо быстрее передавать на­ учные результаты для внедрения в народное хозяйство. ♦ * & Но если выполнение первой основной задачи советской науки требовало по­ яснений, то превращение науки в непосредственную производительную силу ка­ жется еше менее понятным делом. В чем же состоит его простое, но глубокое со­ держание? Что такое производительные силы общества? Это орудия труда во всем их разнообразии и люди с их знаниями, опытом и квалификацией. Для использо­ вания производительных сил, для получения максимальной их работы весьма важны в наше время материалы как естественные, так и искусственные. И те и другие также получаются орудиями труда и людьми. Нынешнее производство нуждается также в совершенной организации и технологии, в конструкторских бюро и проектировании. При всем этом важнейшим элементом производства яв­ ляется руководство и управление. Можно было бы сразу сказать, что превращение науки в непосредственную производительную силу общества есть наиболее полное воплощение научных ре­ зультатов в орудия производства, в знания и квалификацию людей, в руководство производством и его организацию, материалы, проектирование и технологический цикл. Наиболее полное проникновение результатов научного творчества в про­ изводственный процесс и средства производства м^жно понимать, как использова­ ние всех настоящих научных достижений и в наиболее короткое время. Наука всегда была в той или иной степени связана с процессом производст­ ва и культурой народа. Однако степень этой связи является исторически раз­ личной. При первобытнообщинном строе наука находилась на примитивном уровне и сводилась к эпизодическим усовершенствованиям орудий труда и методов их использования. Усовершенствованием занимались сами производители, достиже­ ния распространялись путем непосредственного обмена опытом. Такие события происходили крайне редко, и скорость их передачи была очень малой. Бежали столетия и тысячелетия, но знания людей о природе и ее законах пополнялись мало, орудия труда редко изменялись, знания оставались почти неизменными. Но все новое добывалось самими трудящимися и друг от друга передавалось. Здесь научный и производственный процессы совпадали, а наука в своей прими­ тивной форме была непосредственной производительной силой общества, притом в полной мере. В классовых обществах эксплуататоры присвоили себе не только право за­ ниматься наукой, но и право использовать ее плоды. Так между наукой и произ­ водством стал предприниматель, а между наукой и образованием вклинилась ре­ лигия. Они тормозили проникновение науки в производство и забивали сознание людей религиозной чепухой. Тем не менее помешать вовсе связи науки с произ­ водством, с людьми, было невозможно, особенно при формировании нового обще­ ственного строя. Но эта связь всегда приспосабливалась прежде всего к интере­ сам господствующих классов, для наживы и грабежа, войны и подавления. Для помощи своему, капиталистическому производству, буржуазия создала школы и институты, которые, однако, работают по ее заказам и делают то, что угодно предпринимателю. Достижения науки идут только на заводы данной моно­ полии, фермы или учебные заведения их собственников. Научные результаты скрываются и выкрадываются, ими спекулируют и строят на них один из доход­ нейших бизнесов. Ученый становится слугой буржуа и капиталиста, институты и учебные заведения отрываются от народа. Могучая сила, какой может и должна стать наука, становится по существу антинародной, особенно во времена войн. Социалистическая революция уничтожает предпринимателей и освобождает науку от ее пут. Более того, связям науки с производством, с жизнью народа все­ мерно содействует Коммунистическая партия. Она считает науку предметом осо­ бой заботы своих организаций, требует и от ученых, и от производственников внед­ рять научные достижения в народное хозяйство. Только в самое последнее время Никита Сергеевич от имени партии и пра­ вительства несколько раз обращался к народу с рекомендациями усилить ис­ пользования научных достижений в сельском хозяйстве, опираться в этом деле на агрономов и производственные территориальные управления. Что же мешает в социалистическом обществе непосредственно связать нау­ ку с производством, с жизнью? Несомненно и особенно уровень сознания людей. Все мы: и ученые, и производственники, и организаторы еще не всегда понимаем важность скорейшего проникновения научных данных в народное хозяйство, хотя именно наша социалистическая система, наше народное государство наибольшим образом этому содействуют.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2