Сибирские огни, 1962, № 9
Я любил утренние минуты, когда только входишь в мастерскую и ви дишь еще не картину, а только заднюю стенку подрамника и волнистую бахрому холста. Я любил ее, эту картину. Может быть, потому, что передавал в ней свои сокровенные желания, которых в жизни сам никогда не изведаю... Это была моя первая большая работа. Я с ней рассуждал, с нею грустил... Люди редко задумываются над тем, чего стоила художнику его картина. Я осторожно трогал кистью лицо девчонки. До чего же хороши кра ски, если их не размазываешь, а кладешь и оставляешь нетронутыми. Они словно не высыхают, чистые, маслянично сочные. Сколько я переписал этюдов! Я не боялся краски, я знал ее. Карти на получалась свежей, не замученной. Я вглядывался в глаза с глубокими звездочками, затененные ресни цами. Они не щурились, смотрели не меняясь и не мигая, уже навсегда. Я брал на кисть краску, близко прислонялся к лицу и осторожно клал ма зок на полуоткрытые губы. Я ловил себя на мысли, что проделывал это так бережно, словно боялся губы вспугнуть, обидеть, будто они живые. Они наливались теплотой... Вылепленное слюдяными мазками лицо де вушки жило уже независимо от меня. Я любил это лицо... И вдруг я отчетливо вспомнил вздрагивающий карандаш в сухой де довской руке и растрепанного, вырывающегося из альбомного листа, ко ня... Я нашел их сам, неуловимые штрихи, которые в детстве бездарно размазывал! Как-то вечером, когда я уже собирался уходить, ко мне зашел Виктор Владимирович. Я подставил ему стул. Он сел напротив картины, подав шись тяжелым корпусом вперед. — Разверни ее от света. Положив кулаки на колени, смотрел на картину и хмурился. — Ну что ж, — сказал он задумчиво. — За тебя я теперь спокоен. Лицо девчонки больше не трогай. Оно тебе явно удалось. Ты сам-то как считаешь?.. Постарайся закончить. И... —он сочувственно и ободряюще посмотрел на меня: — Не падай духом!.. Петька назвал свой диплом «Комендантский патруль». Парни с красными повязками выпроваживали из парка двух разбушевавшихся пьяных. — Наши законы слишком гуманны, — возмущался он, имея в виду, главным образом, не пьяниц, а преступников, бандитов. — Я бы всю эту сволочь вешал. На площади, для острастки. Самое сильное воздействие зрительное. Общедоступный просмотр многих бы отрезвил. Ты хоть раз присматривался, какие у них морды? В глазах абсолютно ничего вразу мительного. Что-то тупое, звериное... И так за свою жизнь слишком мало успеваешь сделать. А тут еще всякая мразь мешает. Если бы тогда не Лилька, из нас бы отбивную котлету сделали. Бр-р... Неприятно предста вить себя в состоянии фарша. И как она успела? Быстро смоталась. Слу шай... Генку-то ты, оказывается, ударил?.. Между прочим, из-за самки де рутся только животные. Петька работал усиленно. Он дежурил в вытрезвителе, ходил с бри- гадмильцами, приносил по десятку набросков, уточнял и уточнял лица пьяных, переписывал их по нескольку раз, особенно одного из них — в фуражке с плетеным ремешком. Нет, Петька не был равнодушен к жи вописи. Он часто подходил «о мне, рассматривал мою картину. Раз ни с того ни с сего сказал: — Лильку ты все-таки любил... Какого ж е ты черта притворялся?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2