Сибирские огни, 1962, № 9
руками? Некоторые — легко, так себе, неуверенно, некоторые — навсег да. Было бы у меня больше силы, я написал бы портрет рук. Руки на че ренке вил. Мне кажется, что через руки можно показать крепость души человеческой. Понимаешь, не объемность, не материальную выразитель ность, а их духовную убежденность. Есть люди, которые не умеют мор щиться. Словно никогда не испытывали боли, словно у них нет чувств. А узнаешь поближе — сердца у них доверчивые, добрые... Иногда я ощу щаю острую необходимость быть с этими людьми. От них уходишь уве ренным в себе. И хочется рассказать кому-нибудь... — Расскажи... про свою деревню. И... про себя...— тихо сказала Лилька. —• Я видел однажды, как ты слушала музыку. Ты плакала. Знаешь, так, открытыми глазами. И старалась, чтобы посторонние не заметили... В другой раз — мы шли с тобой из кино, тебе не хотелось разговаривать. Я понимал — надо помолчать... Потом ты смотрела на картину в музее и на скульптуру «Утро». Я подумал: твоим чувствам некогда лениться. Ты не равнодушна. В сущности, для того и родится человек. Мы все имеем право быть неравнодушными, право жить напряженной внутренней жизнью. Все... А в нашей деревне... Там сейчас идут дожди. На огородах остались одни кочерыжки от срубленной капусты и жухлая картофельная ботва. Ночами, в черной слякотной темени — маленькие квадраты окон. Они висят над землей— яркие, электрические. У нас теперь электриче ский свет... За квадратами :— люди. Чем они там живут? Утром пойдут на работу... Так нужно! Без работы нельзя. В работе — вся жизнь! А в это время я и ты пользуемся большими благами, чем они. О симфониче ской музыке они могут сказать: «Ну, опять завели...» А мы не выключаем симфоническую музыку. Мы часами стоим неподвижно перед полотнами живописцев, ходим в театры, читаем такие книги и спорим о таких вещах, о существовании которых они даже не догадываются... Но ведь они роди лись на свет тоже для того, чтобы воспринять все это. Неужели они прой дут по земле, так и не узнав и не почувствовав всего того, что знаем ты и я? А почему? Разве они хуже нас?.. Эти люди будили в душе моей, еще в детстве, что-то такое, что замерло во мне пока, зачерствело, но я знаю: оно есть, есть!.. Это «что-то», очень большое и красивое, никакой музыкой, никакими вечеринками и умными разговорами во мне сейчас не будится... Значит, более сильное, чем искусство и знание, было для меня в этих лю дях... Помню, в праздники мама стряпала из кислого, прахового теста «витушки». Не раскатывала тесто, а растягивала жгутами, завязывала в узлы и сажала на противне в печь... Вытаскивала из печки на деревянной лопате. Мазала поджаренные корочки сметаной, окуная в неё кисточку из гусиных перьев, разрывала «витушки» — как она их называла — по отдельности и горячие давала мне: «Вот, на. Больше не таскай. Это для гостей»... Гости собирались шумными компаниями. Иногда по нескольку раз в день. Я смотрел на них сверху, с печки, и ждал, когда они уйдут, чтобы досыта «натаскаться» витушек. Гости пили водку, самодельное пи во и пели песни. Не нравилось мне, как громко они орали. Я не любил бо родатые и какие-то пустые рты у пьяных гостей. Я отличал среди них тет ку Василису, мамину подружку... Тетка Василиса закрывала глаза ла донью, смотрела сквозь пальцы на стол, запевала старинную тягучую пес ню (Ятеперь ее не слышу. Ее, наверное, забыли все люди), — и голос, не похожий ни на чей другой, поднимался высоко-высоко... Она пела снача ла одна, будто рассказывала. Я не понимал, что она рассказывала. За столом молчали. Пьяный, с бородатым ртом, плакал, и я думал о нем, что он тоже «ничего»... Потом все подхватывали песню. Мужики громко, а мама и тетка Василиса — отдельно, далеко и протяжно... Не хватает мне сейчас той песни...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2