Сибирские огни, 1962, № 9
— Тебя не поймешь,— перебила Лилька.— Ты стоял перед «Дояр кой», а потом сказал: «Нет, этот Губарев не безнадежен!» Почему же сей час ты начисто отрицаешь его? Лилька глянула в мою сторону и, прыснув, отвернулась к окну, Олег продолжал: — Губарев — плодовитый парень. Может, он к чему-нибудь и при дет. Но -вся беда ваших Губаревых в том, что они преподносят тысячу раз опробованное на вкус. В художественных школах сидят, как в мешке, и не могут посмотреть, что же делается за пределами мешковины. А если кто попытается высунуть свою мальчишески стриженную голову, его так легонько осадят: «Ты куда?» И он снова втянет ее в плечи... Олег расхаживал по комнате все энергичней, он вдохновлялся, он просто уничтожал воображаемого противника. — Пусть я высказываю прописные истины. Но ведь настоящее ис кусство требует действительно новых форм. Только в таком случае оно движется... Художник должен искать! У нас говорят: абстрактное искус ство— образчик шарлатанства, образчик морального разложения капи талистического общества. И выискивают примеры: «Вид сквозь тазобед ренную кость»! Ерундовина, конечно. Но... Все ли абстрактное искусство сводится к этому бывшему бедру? Дайте мне самому его оценить, доверь тесь моему вкусу, он у меня какой-никакой, но есть. А Губаревы не заду мываются... Они пишут, пишут... Они делают искусство, они наводняют выставки такими фигурами тружеников, от которых скулы воротит!.. —- Значит, Губаревы делают искусство?.. Все оглянулись на меня. Лилька насторожилась. — Я Губарев,— сказал я,— Почему же я ни над чем не задумы ваюсь?.. Олег на мгновенье смутился, но тут же овладел собой: — Вот и хорошо. Можно поспорить... Оппонент стал конкретнее. Мне вспомнился рассказ Виктора Владимировича о тощем стиляге. О сутулом и кривоногом «богатыре нашего времени», как выразился он однажды. Олег ничем не походил на такого «богатыря», но мне почему-то показалось, что именно он требовал, чтобы художники обслуживали в первую очередь его. Мне вдруг стало легко. В сущности, совсем неплохо, что я старше Олега, что Лилька затаилась и ждет... Мне захотелось воз ражать, немедленно, сейчас, в присутствии Лильки. — Не согласен,— ответил я,— Большие художники никогда не рабо тали на непохожесть. — Как это понять? — ухмыльнулся Олег. — Ну хорошо. Допустим, ты хочешь искать. Хочешь сказать что-то новое, свое. Обрати внимание: «Искать». А зачем? Д ля чего? Что ты бу дешь искать? Ты уверен, Что кто-то ждет от тебя искусства абстракций? Ты видишь тот адрес, куда направишь продукцию своих поисков? Ви дишь тех, кто готов воспринять это искусство? Уверен, что это вызовет в. них необходимые ассоциации? Чувствуешь ли ты ту накаленность в воз духе, ту заряженность ожиданий, на которые должен ответить? А по-мое му, искусство всегда — ответ на ожидания. И большой художник не ду мает над тем, похож или не похож он на других. Это вне заботы истинно го таланта, потому что он болен более высокими заботами людей, среди которых живет... А вот твои абстракционисты изо всех сил стремятся оша рашить зрителя «ниначтонепохожестью», но на самом деле все они уны ло похожи друг на друга. Чем? Да тем, что если натура разнообразна, если смысл — многогранен, то бессмыслица— хотя бы в миллионах своих вариантов — по существу, всегда одинаково неразличима! Всегда... Как бы это оказать?.. Равна самой себе. Я знаю, чем живут наши люди,, о чем они думают. Если я знаю это, то не могу об этом не сказать. Но
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2