Сибирские огни, 1962, № 9
А ребята располагались здесь, как дома. Курили, расхаживали по •комнате, доставали Лилькины работы и так комментировали их, что по рой даже ее, хозяйку, приводили в смущение. А то, заметив, как нависала на Лилькины глаза прядка волос, кто-ни- будь прикасался к ней рукой и говорил с безобидной мягкостью: — О, женщина! Уже с того дня, как ты подсунула Адаму яблочко, он не перестает удивляться тщательности твоего небрежного туалета... Не будем делать наивные глазки. Адам благодарен Еве за ее незнающую перерывов энергию... Лилька, в свою очередь, отвечала: — Ты, конечно, знаешь, что... Ева приберегает свое яблоко не для тех, кто постоянно крутится возле нее... Рослые, красивые двадцатилетние парни, Лилькины ровесники, они не давали ей скучать. В их присутствии Лилька забывала обо мне. Я анализировал про себя их споры. На меня они не обращали внима ния. Кто я, зачем здесь?.. Я понимал: рядом с ними я не могу представлять для Лильки никако го интереса. В самом деле, чем я мог быть интересен для нее и этих юн цов? Тем, что в семнадцать лет узнал, как пахнут солдатские сапоги и ка ким горячим бывает орудийный щит на морозе, хотя берешься за него рукавицами? Человек ценен тем, что он может сегодня и завтра, а не тем, что он уже прошел. Петька откровенно смеялся надо мной, когда я собирался к Лильке: — Значит, опять журавля в небе?.. И вдобавок ко всему — моя скуластая рожа, широкие ладони с тем ным, будто грязным, загаром. Да, я неинтеллигентен... Ни образования, ни культуры... Мне особенно запомнился Олег, студент последнего курса юридиче ского факультета. Он всегда прохаживался по комнате. Прежде чем что- то сказать, снимал очки с металлическим зажимом. Нажимал пальцами на глаза, будто сдавливал переносицу, и часто-часто моргал. С элегант ной небрежностью сидели на нем грубый свитер и в меру наглаженные коричневые узкие брюки. — Все-таки, смотри,— говорил он Лильке.— Что из античности нам особенно ценно?.. То, что несет в себе вечные темы — силу, красоту, лю бовь. Великие мастера прошлого донесли до нас свои идеалы!.. Свои иде алы красоты должны быть и у нашего времени. Он снял с шифоньера Лилькину скульптуру «Геолог» и, держа ее в вытянутой руке, спросил: — Это наши идеалы? Я должен считать красивой девочку-геолога с молотком, в широких грубых штанах?.. — Пожалуйста, поставь! ■—• властно сказала Лилька. — Обидеть тебя я не хотел... Но пойми же, ничего вы не добьетесь, если не подниметесь над обыденностью! — В чем она, эта обыденность? — В незначительности объекта, который осмысливает художник.. Что ты увидела в своем вратаре?.. — Хотя бы то, что он умеет делать больше, чем, например, ты!.. — Ого!.. Художник должен иметь острый глаз,— попробовал отшу титься Олег.— А что можно сказать о вашей выставке?.. Оказывается, Лилька водила своих друзей в училище. — Конечно, парень, написавший минера у рогатой мины на воде,— пожалуй, молодец. Настороженность чувствуется даже в руках. Но ведь_ не ново!.. Опять доярки, старики в длинных рубахах! Ими запол нены все наши выставочные залы!..
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2