Сибирские огни, 1962, № 9

— Наверняка, — соглашается Виктор Владимирович. — А ты напра­ сно, Гордеев, отмахиваешься от современной живописи. Именно на пос­ ледних картинах начал появляться подлинный интерес к людям. Вспомни художников: Неприндева, Григорьева, Серова, Решетникова, Бурака... Чтобы все отрицать — не много ума надо. Заботы о хлебе насущном До стипендии еще неделя, а у меня осталось пятнадцать рублей. Я пью чай с хлебом. Разогревать не стал, все равно калорий не прибавится. Сахару еще хватает. Я могу даже класть по пять ложек в стакан. Только он в холодной воде не растворяется. Петька лежит одетый на кровати. Табуретку поставил рядом и поло­ жил на нее ноги в ботинках. — Гм... Эт-то интересно... Тебе стоит послушать. Он держит «Правду» во весь разворот. — «Материальное положение английских студентов ухудшается, — читает Петька. — Многие из них не могут купить сливочного масла и вы­ нуждены перейти на маргарин...» Мне хочется запустить в него краюхой хлеба, но я улыбаюсь. Сегодня он меня не выведет из терпения. — У них же там нет медведей!—говорю я. — А тебе нечего беспоко­ иться. Тебя Шишкин прокормит. Кто бы мог подумать, что прославленный русский художник станет таким щедрым меценатом! — О, человек! Ты — горд! — иронизирует Петька. — Ты пренебре­ гаешь копированием. А не кажется ли тебе, что... это тоже надо уметь. Понимаешь, у-меть! Перед праздниками директор училища договаривается с мастерскими Художественного фонда, и нам дают выполнять некоторые заказы. Преи­ мущественно копирование. Петька уже полмесяца сидит над двумя копиями с картины Шишки­ на «Утро в сосновом бору». Сутулясь, размешивает широкой кистью краску на палитре и раскрывает холст. Получается что-то приблизитель­ ное, но похоже. Д аж е свежее, чем на репродукции. Скоро закончит и на­ чнет все сначала: вывернутые корни, коричневая медведица с оскаленны­ ми зубами — и опять и опять ветки, ветки без конца... Я вижу, как от копии к копии у него теряется требовательность к маз­ ку. При взгляде на копирующего Петьку одолевает скука. Ни одного жи­ вого ощущения!.. — А мне что, — беззаботно говорит Петька, — за полмесяца кину в карман восемьсот рублей и — баста! Хотя Петька делает вид, что погружен в работу и очень доволен под­ вернувшимся заработком, он все-таки почему-то злится на меня. Я не могу копировать. Противно. А деньги нужны. Вот и гимнастер­ ка моя от частой стирки стала совсем светлой, и рукава уже коротки... Я тоже выполнил копию с малоизвестной картины Левитана «Лесное озеро», которая хранится в нашем музее изобразительных искусств, на верхнем этаже училища. Я люблю эту небольшую картину. Сколько бы раз ни бывал в музее, всегда подолгу стою возле нее. В левой части кар­ тины, почти спускаясь к воде, в перспективу уходит лес. Справа, у линии горизонта, полоса леса образует узенькие ворота и зеркальная озерная вода сливается с небом. Осенний лес желто-зеленый, с оранжевым оттен­ ком, яркий, отражается в воде. Он пламенеет, будто подсвечен изнутри. Наверно, в том углу комнаты, где висит картина, оттого и светло! Как добился этого Исаак Левитан? Какими красками он пользовался? Неуже­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2