Сибирские огни, 1962, № 9
— Знаете, Виктор Владимирович, этот Гордеев вечно... — Оля о картошке думает, — говорит Петька. — А ты — вообще, черт тебя знает, о чем!.. ■— История не помнит художников-женщин, — подзадоривает Петька. — Где тебе знать о Яблонской и Остроумовой-Лебедевой! Виктор Владимирович улыбается. Он всегда с ласковым любопыт ством смотрит на Олю. Еще тогда, проставляя нам оценки по живописи, он долго говорил с ней о «Сирени» и забрал этюд в фонд училища. — А все-таки я сегодня опять ничего не узнал, — сокрушается Петька. Виктор Владимирович смотрит на него и усмехается: — Вот ведь учишь вас, а вы, оказывается, умные. Не знаю, что и ответить... Вы можете представить лес? Ночь, болота. Попали туда люди. Сильные, мужественные. Так как это было давно, то, вместо одежд, но сили они шкуры. Уж много месяцев на их плечи лил дождь. Они не уме ли плакать, лица их были до предела напряжены, сидели они молча, не в силах больше двигаться. Но поднимался самый мудрый и сильный из них. «Только идти! — говорил он. — Пропадем». Был это, скажем, — Данко. Люди и сами знали, что надо идти, вставали и шли за ним... Были там и художники. Один из них сидел на этюднике, навалившись спиной на пень. Вот сидит он у своего пня и слышит: «Надоело... Идти, идти... Опять болота, опять грязь. Сколько можно! Хочу красивую жизнь. Что могут понять эти чуваки?.. А я жить хочу!» Смотрит художник — лежит в сто ронке чистенький тощий парень и обнимается с какой-то девицей. На деви це разрезанная до пояса набедренная шкурка. У парня — на кривых ногах трехслойная подошва из неразделанной кожи... Ведь и в стане Данко могли быть свои стиляги. Мы грохнули. Но Виктор Владимирович не смеется. — ...Услышал художник и решил (он тоже сильно у стал ) : «Вот она, мудрость! Вот что нужно людям! Как я не знал этого раньше?» И начал художник показывать на своих картинах красоту ножки, обнаженной сме лым разрезом. Нужны были его картины одному человеку — тощему стиляге... Другой художник был умней. Он видел, как поднимал людей Данко. Он восхитился его красотой и силой. «Это нужно...» — решил он. И стал рисовать Данко во всех положениях. Как Данко идет, как Данко отдыхает. Он рисовал его и в фас, и в профиль. Но так и не понял, не увидел сердца Данко, которое он готов был вырвать из груди, чтобы осве тить дорогу людям... Третий художник шел где-то в стороне,—Виктор Вла димирович лукаво посмотрел на Петьку, — или тащился сзади. Ему не когда было идти вместе со всеми: он учился изобразительному искусству. Однажды он присоединился к людям. «Я подслушаю их думы», —■сооб-' ражал художник. Но люди были озадачены только одним — идти. Они изредка перебрасывались словами, художник не понимал их слов, он не •понимал людей, потому что шел один... А если бы художник, чуткий и большой, был всегда с людьми, он увидел бы в них великую силу чело веческого порыва, красоту их скуластых лиц, стиснувших в напряжении зубы. «Смотрите, — сказал бы он. — Вы не слабы. Вот это — вы! Раз ве вы не дойдете?» И нарисовал бы художник людей такими, какими ви дело его сердце. Сильными и красивыми, исхлестанными хвоей и дождем и все-таки прекрасными. Люди поверили бы этому художнику, поверили бы в себя. Такой художник нужен людям. Если он идет вместе со всеми, то всегда знает, что делать. — Вот бы показал тогда абстракционист свои штучки, его бы там при били, — говорит Оленька и смеется.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2