Сибирские огни, 1962, № 9
Виктор Владимирович, кажется, не принимает его всерьез. Он знает Петьку. А Петька начинает раздражаться: — Нам в училище на живописи говорят: больше работай. На рисун ке — больше работай! На композиции вообще ничего не говорят: эту фи гуру поставь сюда, центр композиции смести чуть левее. А где с нами дол жны говорить, зачем больше работай?! На практике? Оказывается, на практике тоже — больше работай. Ну, мы будем больше работать и, до пустим такую вероятность, вдруг станем художниками. А в это время один из лучших советских художников, Иогансон, например, перестал ра ботать... Может быть, другие художники работают? Идем на выставку. Висят там картины, вроде «Обеденного перерыва». Пятнадцать жешцин- колхозниц сидят на снопах и читают газету. А лица у них — одинаковые, как горошины из одного стручка! Ну, читают. Ну, сидят. Ну и что? Виктор Владимирович молчит, навалившись на руки, и сдавливает сжатым кулаком губы. Брови у него сведены и неподвижны. — И до чего же ты додумался на этих выставках? — спраши вает он. — А кому нужны такие выставки? — распаляется Петька. — Лю дям? Люди лучше пойдут в кино. От кино они получат больше. Кино по кажет им людей, развернет пейзаж, да такой, что в наше полотно не влезет, оно поразит их цветом и сопроводит все это музыкой. В кино лю ди над чем-то думают, ищут ответов на свои вопросы. Кино волнует их. Люди идут к нему беседовать. А с картин художников смотрят аплодиру ющие, читающие, работающие манекены!.. Скучно людям видеть эти близ нецовые безликости, и укоренилось в них жуткое равнодушие к художест венным выставкам. Неужели художники сами не понимают? Поглупели они, что ли?.. Виктор Владимирович тоскливо смотрит прямо на нас, но, кажется, нас не видит. — Почему ни одна картина не явится событием, — продолжает Петь к у — не вызовет спора, раздумья? Ведь было когда-то... Почему? Если пейзаж — то миллион первый пейзаж, и ничто не обусловило его появле ние. Если этюд, то миллион этюдов до него было уже лучше. На карти нах пустота лиц. Не лица, а красочные оболочки. Смотришь на все это и думаешь: «Ну и что?» У кого мы' получим ответ на это «Ну и что?»? Мо жет быть, кино отобрало у нас изобразительные средства?.. Зачем тогда нужны художники?.. Ты хочешь узнать от других, зачем нужны художники? — раздум чиво спрашивает Виктор Владимирович. — А я вот тут езжу с вами, жду чего-то от вас, да еще и сам мажу... Как ты сказал-то, Гордеев, миллион первый этюд?.. В нашей живописи ты ничего хорошего не находишь... О том, что художники со своими альбомами прошли по всем фронтовым до рогам, ты, наверное, и не слышал?.. Откуда же пришла к тебе эта муд рость?.. Вода в ведре закипела, выплеснулась на горячие кирпичи, и ведро за волокло паром. Оля Вознесенская испуганно вскочила, связанные косички у нее на спине смешно подпрыгнули. Она присела на корточки. Лыж ные брюки натянулись на круглых коленках. На маленьком носу обозна чились едва заметные веснушки. Оля наклоняется над ведром и выпячивает губы, будто дует на обож женную руку. Острой щепочкой нашла в клокочущей воде картофелину,, пробует. Щепочка проткнула мягкую кожуру и дальше не лезет. —■Сырая, — вздыхает она. И столько досады в ее вздохе, что все невольно смеются. Виктор Владимирович спрашивает: — Оля тоже думает, что художники уже не нужны?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2