Сибирские огни, 1962, № 9
Моя радость погасла. Когда я шел домой, хотелось плакать. Да, это «просто» приходит не сразу, оно растет с постоянной обост ренностью, с напряженным внутренним зрением. Какая нужна ежедневная собранность! На всю жизнь. А если нет?.. Значит, найденное, понятое видение можно опять потерять? Стоит только расслабиться — придет зрительное отупение, глаза затянутся безнадеж но равнодушной оболочкой. И снова будешь удивляться своей беспомощ ности и тихо бросать невытертые кисти в ящик: не то, не то... «Обещай! — говорю я себе. — Обещай, никогда не терять это приоб ретенное видение, всегда смотри на жизнь во все глаза». Виктор Владимирович пишет этюд к картине «Горький среди бур лаков на Волге». Ему позирует высоченный старик, облокотившийся на весло‘ Лицо у старика потное, темно-коричневого загара. Странным ка жется оно на холсте. На фоне светлой воды, оно горячее, обожженное лу чами солнца, красно лоснящееся. Виктор Владимирович отступает на несколько шагов от этюда, заме рев, всматривается, потом подкрадывается и энергично проводит кистью по холсту. Полное, добродушное лицо Виктора Владимировича становится не красивым, расплывается, губы двигаются, а он, забыв, что мы стоим сза ди, то затирает широкой кисточкой, как маляр, коричневую грудь стари ка, то осторожно прописывает фиолетовый рефлекс на морщинистом под бородке. Мы стоим не шелохнувшись, боимся переступать ногами, чтобы не шуршал песок. Виктор Владимирович оглядывается и говорит: — Вечером-то я ваши этюды буду оценивать... И, улыбаясь, опять принимается за работу. Днем я пишу прямо'в поселке. Меня окружают ребятишки. Один из них бесконечно надоедает: — А что вы рисуете? Дядя, а вы солдат? А почему у вас нет погон? А меня нарисуете? — и незаметно перебирается на лодку, которую я рисую. Ребятишек я прогнал. Они без сожаления убежали. Но один, в боль ших ботинках и штанах, облепленных рыбьими чешуйками, долго стоит поодаль, у меня за спиной. Не позови его домой мать, он сможет вот так простоять весь день и ни за что не подойдет поближе. Я не умею работать, если кто-то стоит у меня за плечами и сопит. Шут его знает, о чем он в это время думает. Я подбираю цвет, кладу ма зок — и не попадаю. Я живу смутными чувствами, инстинктивно прибли жаясь к цвету, стараюсь ни о чем не думать, лишь бы не спугнуть в себе состояние сосредоточенности, и вдруг — начинают разговаривать: — Не похоже... Вон того дерева даже вовсе нет. И окна в доме не все. — Я видел одного парня, так тот, понимаешь, за двадцать минут мог нарисовать точно, как есть. Чисто работал... — Не все же художники одинаковы. Есть похуже, есть и получше... И мне уже требуется дополнительное напряжение — противостоять комментариям. Зачастую в таких случаях этюд мой бывает испорчен. А с этим мальчишкой мне даже легко. Он следит за каждым моим движением, за каждым мазком. И я не могу, не имею права фальши вить. Ребятам нравятся мои этюды. Только Петька рассматривает их мол ча. Делает правым уголком губ что-то вроде запятой и уходит. Меня злит его молчаливая оценка. Сам Петька почти не пишет этюдов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2