Сибирские огни, 1962, № 9
ешь всех перед собой. Все равно твое спокойствие жизнь сомнет. Ты по пробуй себя проанализировать. Всегда ли тебе хочется писать расщеплен ную скамейку во дворе и болтающееся на веревке белье? Да тебя ведет туда твое «надо». Это же духовное насилие! Надсадишься. — Еще добавь, что я не люблю напиваться до дикого состояния, ва ляться на кровати и хлюпать в подушку!.. После этого разговора я долго не мог приступить к этюду. Сидел пе ред загрунтованным квадратиком картона и думал: действительно, стоит ли мне снова искать ржавый цвет старых досок забора, обломленную вер шину тополя за скошенной крышей дома?.. Я думал о том, что слишком много потерял в армии. Что у меня ни черта не получается с рисунком. Преподаватель всегда указывает мне: — Посмотри вот сюда... Уже отработал ступню, а потерял общее ви дение. Академики раньше говорили: «Рисуешь ноготок — смотри на нос»_ Нет еще у тебя убедительного построения. Натурщик твой сидит шатко, неуверенно. Иди от общего к частному, от большого к малому. А как, как? На словах я все понимаю. Но чтобы идти от общего к частному, нужно научиться видеть это общее. Видеть... Я смотрю на на турщика, рисую, и у меня получается большая голова и маленькие ноги. Я, стираю, стираю... Мои однокурсники, даже веснушчатая смешливая со седка Оленька Вознесенская, уже передают на рисунке объем. В переры вах я прогуливаюсь вместе со всеми и не нахожу себе места. Мне нужно нужно рисовать. А людям, наверное, кажется, что я спокоен. Работая над композицией, я совершенно теряюсь, ловлю себя на том, что плохо знаю людей. Какая у человека реакция, какое лицо у него в данном случае, в предполагаемой композиции. В моей зрительной памяти многое не закреплено. Например, я не знаю, не помню, как ложатся1 складки на локте при сгибе. Мне нужно это видеть, видеть и рисовать. Петьке легче. Он может сесть за чистый лист и, не пользуясь нату рой, рисовать даже многофигурную композицию. Хотя бы его «Очередь за билетами». Касса кинотеатра. Парнишка, сдавленный очередью, не может выбраться из нее, а лицо довольное. Р я дом девчонка, с растрепавшейся прической, зло повернулась к какому-то верзиле, наверное, хочет шлепнуть его по щеке... Серия Петькиных рисунков идет в областной молодежной газете. Все дается ему легко, шутя! На курсе Петька ходит в художниках. А я даже стесняюсь показывать другим свои альбомы... О многом передумал я тогда перед неначатым этюдом. Нехотя наме тил кисточкой рыжеватый забор и утоптанную землю. Мне хотелось р а зобраться в сближенных цветах земли и измочаленного дождями дерева.. Неожиданно для себя я просидел над этюдом около двух часов. Всегда так. Садишься рисовать, кажется, нет ничего за душой, а к концу изумленно осознаешь, что, не взявшись сегодня за труд, упустил бы. удивительно рабочее состояние. И находка в цвете — это уже твое от крытие, о котором раньше ты и не задумывался. Потом весь остаток дня живешь под впечатлением неожиданного открытия... В комнату вошли теплые сумерки. Петька сегодня на вечере в учи лище. А где бывает вечерами Лилька?.. Только раз я видел ее на улице с какими-то ребятами. Она тогда озорно улыбнулась мне. Я положил подрамник на кровать — пойду, пройдусь... Мне нравится летний вечер в городе. На площади — три бронзовые мужские фигуры держат огромную чашу, купаются в шумных струях фонтана. Сыплется мелкая водяная пыль, ложится прохладой на лицо.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2