Сибирские огни, 1962, № 9
ров — каждый новый исследователь те атральной жизни Новосибирска будет обращаться к ней, как к живому пер воисточнику, рожденному непосредствен ным восприятием. Но книга Б. Рясенцева не только ме муары. В ней можно услышать интона ции лектора-публициста (главы о куль турном облике города) и критика-литера туроведа (главы о драматургии В. Лав рентьева и других авторов), интонации фельетониста и полемический накал речи. Но как ни странно, все это многообра зие интонаций не только не усугубляет ощущения разрозненности отдельных ча стей книги, но, наоборот, постепенно из ложение приобретает единство. Перед нами вге более ясно вырисовывается личность самого рассказчика —пылкого, остроумного и иронического, влюблен ного и потому пристрастного человека. Иногда он чересчур многословен, скло нен преувеличивать значение второсте пенного. Но эти его недостатки мы лег ко прощаем — они лишь подчеркивают индивидуальные черты лирического ге роя книги. Увлекательно написаны очерки о те атральном И КУЛЬТУРНОМ ПРОШЛОМ НОВО' сибирска, в хорошей ораторской манере дан обобщенный театральный портрет сегодняшнего Новосибирска, верен и то чен анализ творчества отдельных драма тургов. Но не в этой части самая силь ная сторона книги, не здесь ее ориги нальность. Например, не нужно слов, чтобы утвердить мысль — «с развитием телевидения театр не умрет». Слишком много об этом говорилось и писалось. Достоинство книги Б. Рясенцева — в многолетнем, систематическом наблю дении автора над живым, изменчивым те атральным организмом, в огромном ко личестве просмотренных им и проанали зированных спектаклей. Многие смотрят спектакли, но смотрят на выбор. Многие видят различных ис полнителей, но не многие анализируют и записывают свои ощущения впрок (пригодится, мол, лет через 10— 15!). Многие присутствуют на спектакле, но не ощущают того трепетного чувства встречи с искусством, которое —одно!— способно сделать зрителя из созерцате ля художником, сотворцом. Б. Рясенцев живет в спектакле жизнью сценических героев, наивно воспринимает увиденное и лишь потом раздумчиво взвешивает все «за» и «против». Б. Рясенцев «ухитряется» давать в своих статьях единый сплав: он ведет анализ драматургической основы одно временно с разбором режиссерского за мысла, рассказывая об авторе и его эпо хе, он параллельно исследует качество актерского исполнения. При этом он уме ет дать такую убедительную картину вне шней, зрелищной стороны спектакля, что она тотчас встает перед глазами. Родилось и высокого развития достиг ло сегодня искусство режиссуры, совре менный спектакль уже не мыслим вне ансамбля, который создается не только актерами, но и художниками, осветите лями, музыкантами, шумовиками. Образ спектакля, атмосфера действия — все это стало непреложным требованием, предъявляемым современным зрителем. Драматические спектакли в гораздо большей степени стали воплощением синтетического искусства. Наряду со словесным действием несравненно шире стали использоваться такие средства сценической выразительности, как плас тика, физическое поведение актера, фи зическое его самочувствие в процессе выполнения сценической задачи. Все это новое находит отражение в любом сегод няшнем спектакле и не может не учиты ваться критиками, если они хотят дать полную картину увиденного. Как же решает задачу раскрытия об лика спектаклей в своей книге Б. Ря сенцев? Обратимся к примеру. Вот как пере сказана сцена заключительного свидания Нины Заречной и Константина Треплева из последнего акта краснофакельской «Чайки». «...Если вы видели спектакль, вы, ко нечно, запомнили этот поздний непого жий вечер, когда за стенами дачи Арка- диной бушевала буря, хлестал по неви димым ветвям деревьев ливень, из со седней комнаты справа слышались вре менами то беззаботно веселые, то споря щие о чем-то голоса хозяйки и гостей...» Уже в этом абзаце читатель введен в атмосферу действия, зримо представил себе офомление спектакля. «...А сын Аркадиной Треплев, здесь, на наших глазах мучился, подводил пе чальные итоги: писательский труд не приносит ему никакого удовлетворения, потому что сам он был очень далек от жизни; Нина Заречная, которую он так любит, уехала в Москву с Тригориным. А теперь Тригорин бросил ее, вернулся к своей старой «любви» — к матери Константина. Он вот в той комнате... Смеется!» Пересказ событий не разрушает обще го настроения сцены, потому что дан как бы от имени героя пьесы. И в то же время здесь присутствует уже авторская оценка Треплева — он «далек от жиз ни». Читаем дальше. «...И вот происходит между ними та кой простой, тихий, грустный, и вместе с тем совершенно удивительный разговор. Мы чувствуем, как еще долго пробега ет озноб по телу Нины, накинувшей шаль на плечи. Треплев нежно, любовно и все же как-то безвольно греет ее паль цы в своих ладонях... О кратком счастье, пережитом ею, о крушении этого счастья, о том, что лю бовь ее к ушедшему Тригорину стала еще сильнее, о смерти их ребенка рас
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2