Сибирские огни, 1962, № 9
Правда, говоря о своих товарищах по институту, поэтесса порой склонна к не кой технократической надменности по отношению к так называемой «перифе рии». Изыскатели, проектирующие в каком-то «городишке» водопровод, про тивопоставлены прямо-таки «уезд ной, звериной глуши», невежеству и скуке: Что-то мудрое делали теодолитом, Непонятное жителям городка... ...В общем, жили... Под праздник выпивали ребята И от скуки влюбляли в себя девчат. К сожалению, мыслящий строгими и точными категориями инженер иногда оттесняет поэтессу. Тогда из стихотво рения исчезает тепло человеческого сердца. Произведение делается похо жим на сухой научный доклад. Именно так выглядит стихотворение «Тун нель». Описывается новый поселок, еще не совсем устроенный, без столовой и душа, а в клубе часто пьяный механик «кино картину крутит наоборот». Далее повествуется о том, что в этом поселке «кое-кому привычно довольно крепко напиться», а излюбленная закус ка «хлеб, селедка и лук». И вообще— «многое здесь не ладно». Зато на рабо те жители поселка — совсем другие. Работа очень трудная, но вот на глаза попался проходчик, «тот, что вче ра с бутылкой в поселке встретился мне» и он — Словно отлитый из бронзы — столько силы и мощи. В этих крепких ладонях и напряженной спине. Самое хорошее, что поэтесса смогла сказать о рабочем, — это сделать тра- фаретно красивое сравнение его с брон зовым памятником, а затем вывод: Все-таки не зарплата здесь человеком движет, Все-таки нужно очень любить этот трудный труд... И если люди умеют горы сдвигать рукою, То что им стоит устроить другие, попроще дела? И человек однажды вдруг не захочет «напиться», А сходит в библиотеку и книгу возьмет домой... Но этот оптимистический вывод — не радует. Все эти «все-таки» и «вдруг» — звучат явной натяжкой для доказатель ства, что временные неполадки можно «покорить». К счастью, не такие стихотворения оп ределяют характер первого сборника Л. Кравченко. Мы видим, как беспокой ный творческий труд и поэзия хорошо дополняют друг друга. Л . Б а л а н д и н ЛЮ Б ЛЮ Т Е А Т Р Пюблю театр! Хочу, чтобы и ты, * 1 мой читатель, полюбил бы его, чтобы всегда шел в театр, как на празд ник, праздник чувств, — таков эмоцио нальный настрой книги Б. Рясенцева «Когда занавес раскрывается»'. Герои этой книги — артисты театров драмы и оперы. В своем большинстве они новосибирцы. Возможно, кто-то из них, полистав книгу и не найдя упомина ния своей фамилии или встретив не лестный отзыв о какой-либо своей рабо те, скажет: «Книга субъективна в оцен ках. Не одну же эту роль, пускай не удачно исполненную, я сыграл!» Возможно, кто-нибудь из старожилов, наблюдающих жизнь театров на протя жении десятилетий, скажет: «Книга клочковата. Она не дает полной карти ны театральной жизни Новосибирска». Да, действительно, книга не застрахо вана от подобных упреков. Но такие оценки—проявления старого-престарого спора о праве автора на свой «угол зре ния». Поэтому мы оставим в стороне все рассуждения, покоящиеся на том, что бы мы хотели увидеть в книге о теат ральной жизни Новосибирска. Посмот рим на произведение Б. Рясенцева с тех позиций, которые он сам для себя счи тает обязательными. «Предлагаемая вниманию читателей книга отнюдь не является научно-иссле довательской, театроведческой работой, претендующей на полноту охвата явле ний, так или иначе затронутых здесь. Нет, это именно сборник, в котором на шли место отклики, наблюдения, раз мышления человека, любящего театр, рецензии и статьи, написанные в разные годы и частично дополненные теперь, а иногда — развитые из записей на спек таклях». Таков замысел автора, и вряд ли кто будет оспаривать «правомерность суще ствования такой книги-сборника. Но, при знав это, мы должны будем признать пресловутую «клочковатость» (читай — фрагментарность) стиля книги. Мы будем искать в ней не цельные портреты актеров, а эскизы к ним, не моногра фии о театрах города, а зарисовки с на туры, размышления о виденном, неожи данные сопоставления... И вовсе не беда, что благодаря этому своему каче^ ству книга приобрела характер 'мемуа- 1 Б. Р я с е н ц е в . Когда занавес раскры- вается. Новосибирское кн. изд., 1961. ........
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2