Сибирские огни, 1962, № 9

Правда, говоря о своих товарищах по институту, поэтесса порой склонна к не­ кой технократической надменности по отношению к так называемой «перифе­ рии». Изыскатели, проектирующие в каком-то «городишке» водопровод, про­ тивопоставлены прямо-таки «уезд­ ной, звериной глуши», невежеству и скуке: Что-то мудрое делали теодолитом, Непонятное жителям городка... ...В общем, жили... Под праздник выпивали ребята И от скуки влюбляли в себя девчат. К сожалению, мыслящий строгими и точными категориями инженер иногда оттесняет поэтессу. Тогда из стихотво­ рения исчезает тепло человеческого сердца. Произведение делается похо­ жим на сухой научный доклад. Именно так выглядит стихотворение «Тун­ нель». Описывается новый поселок, еще не совсем устроенный, без столовой и душа, а в клубе часто пьяный механик «кино­ картину крутит наоборот». Далее повествуется о том, что в этом поселке «кое-кому привычно довольно крепко напиться», а излюбленная закус­ ка «хлеб, селедка и лук». И вообще— «многое здесь не ладно». Зато на рабо­ те жители поселка — совсем другие. Работа очень трудная, но вот на глаза попался проходчик, «тот, что вче­ ра с бутылкой в поселке встретился мне» и он — Словно отлитый из бронзы — столько силы и мощи. В этих крепких ладонях и напряженной спине. Самое хорошее, что поэтесса смогла сказать о рабочем, — это сделать тра- фаретно красивое сравнение его с брон­ зовым памятником, а затем вывод: Все-таки не зарплата здесь человеком движет, Все-таки нужно очень любить этот трудный труд... И если люди умеют горы сдвигать рукою, То что им стоит устроить другие, попроще дела? И человек однажды вдруг не захочет «напиться», А сходит в библиотеку и книгу возьмет домой... Но этот оптимистический вывод — не радует. Все эти «все-таки» и «вдруг» — звучат явной натяжкой для доказатель­ ства, что временные неполадки можно «покорить». К счастью, не такие стихотворения оп­ ределяют характер первого сборника Л. Кравченко. Мы видим, как беспокой­ ный творческий труд и поэзия хорошо дополняют друг друга. Л . Б а л а н д и н ЛЮ Б ЛЮ Т Е А Т Р Пюблю театр! Хочу, чтобы и ты, * 1 мой читатель, полюбил бы его, чтобы всегда шел в театр, как на празд­ ник, праздник чувств, — таков эмоцио­ нальный настрой книги Б. Рясенцева «Когда занавес раскрывается»'. Герои этой книги — артисты театров драмы и оперы. В своем большинстве они новосибирцы. Возможно, кто-то из них, полистав книгу и не найдя упомина­ ния своей фамилии или встретив не­ лестный отзыв о какой-либо своей рабо­ те, скажет: «Книга субъективна в оцен­ ках. Не одну же эту роль, пускай не­ удачно исполненную, я сыграл!» Возможно, кто-нибудь из старожилов, наблюдающих жизнь театров на протя­ жении десятилетий, скажет: «Книга клочковата. Она не дает полной карти­ ны театральной жизни Новосибирска». Да, действительно, книга не застрахо­ вана от подобных упреков. Но такие оценки—проявления старого-престарого спора о праве автора на свой «угол зре­ ния». Поэтому мы оставим в стороне все рассуждения, покоящиеся на том, что бы мы хотели увидеть в книге о теат­ ральной жизни Новосибирска. Посмот­ рим на произведение Б. Рясенцева с тех позиций, которые он сам для себя счи­ тает обязательными. «Предлагаемая вниманию читателей книга отнюдь не является научно-иссле­ довательской, театроведческой работой, претендующей на полноту охвата явле­ ний, так или иначе затронутых здесь. Нет, это именно сборник, в котором на­ шли место отклики, наблюдения, раз­ мышления человека, любящего театр, рецензии и статьи, написанные в разные годы и частично дополненные теперь, а иногда — развитые из записей на спек­ таклях». Таков замысел автора, и вряд ли кто будет оспаривать «правомерность суще­ ствования такой книги-сборника. Но, при­ знав это, мы должны будем признать пресловутую «клочковатость» (читай — фрагментарность) стиля книги. Мы будем искать в ней не цельные портреты актеров, а эскизы к ним, не моногра­ фии о театрах города, а зарисовки с на­ туры, размышления о виденном, неожи­ данные сопоставления... И вовсе не беда, что благодаря этому своему каче^ ству книга приобрела характер 'мемуа- 1 Б. Р я с е н ц е в . Когда занавес раскры- вается. Новосибирское кн. изд., 1961. ........

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2