Сибирские огни, 1962, № 9
Б. Т а т а р и н ц е в ЕДИНС ТВО ДВУХ ПРОФЕССИЙ П ервый сборник стихов Ларисы Кравченко носит очень точное название «Встреча с Родиной»'. Поэтес са родилась и прожила 25 лет за преде лами нашей страны, в Китае. «Росла без Родины. Родины не было, но знала, что нужно любить ее». Эта любовь к неведомому еще миру была только во сторженной, она не понимала, зачем ну жно было «этим странным взрослым» покидать прекрасную страну. Л. Кравченко обращается к своему прошлому: к девочкам с «выгоревшим ситцем на плечах», у которых глаза С такой же точно русской синевой, Как у девчат, растущих на Неве, Как у девчат, растущих под Москвой... Девочкам с их «ребячьим умом» трудно разбираться в людских делах, они еще не знают, что стоят на пороге новой жиз- ли и что совсем скоро Расщеплен будет жалкий этот быт, Пустых и горьких эмигрантских буден. И будет мир вам заново открыт. И столько солнца в этом мире будет! И первая настоящая встреча со своей мечтой, наконец, состоялась. Родина, я тебе благодарна За то, как ты встретила нас, — Не медью оркестров, не жаром объятий, А словно строгая мать: Старой колхозницей в первой хате, Где нам пришлось ночевать. По собственному признанию поэтессы, Родина «совсем не сразу в сердце... кор нями вросла». В сборнике, впрочем, нет стихов, сопутствующих этому «враста нию». Все возможные трудности пере ходного периода уже позади. Стихи, входящие в цикл «Перед рас светом», — уже воспоминания о дале ком прошлом, о том, как для Л. Крав ченко кончилось «эмигрантское детст во». Они хороши тем, что в них совме стились, пронизали друг друга два воз зрения на происходящее: девочки, кото рой «еще лет немного» и которая «не все поняла», и взрослого человека, спо собного в трезвой оценке событий сое динить в себе настоящее и минувшее. Эти стихи воспроизводят то, что было, то, что перекипело и отстоялось. Цикл «Перед рассветом» заканчивает- ' Лариса К р а в ч е н к о . Встреча с Родиной. Стихи. Новосибирское кн. изд., 1962. ся стихотворением «Новый Китай» (1949—1953), по духу и стилю своему переходное к стихам второго цикла «Родина». Это — тоже воспоминания, но уже не свидетеля, а полноправного участника социалистических буден. Здесь есть уже энтузиазм человека, за нятого одним с народом делом, есть в нем и добродушная улыбка, вызванная некоторыми местными особенностями, и естественная для человека другого на ционального характера: ...О, протяженность твоих собраний. С обеда до ночи и снова с утра! Здесь водит составы вздыхающий паром. Весь в звездах и лозунгах, паровоз, И в сквере при свете целуются пары По-детски наивно и страшно всерьез. Особенности биографии Л. Кравчен ко сказались благотворно на ее поэзии. Возможность сравнивать два мира, две страны, усилила интерес к сравнению между собой явлений и вещей, способ ствовала обострению восприятия жизни. Поэзия •— не единственное занятие Л. Кравченко. Она, кроме того, инженер проектного института. Изыскатель, про ектировщик делает все «с самого нача ла». Он обычно начинает с непригляд ного пустыря, а обязан представить завтрашнее, он должен видеть вообра жаемое и сочетать его с точным и тон ким расчетом. И на доску наколот ватман, И на нем из сплетения линий, Как снежный пустырь, и цифр карандашных Проступают черты большой человеческой мечты Переплеты дорог, элеваторов будущих башни. Изыскатель — беспокойная профес сия. Она требует постоянного движения, быстрой ориентировки в незнакомых ус ловиях, особенной жажды новизны, ок- рыленности. Вероятно, поэтому поэтессу неудержимо влечет к себе дорога, и все, что связано с ней. Л. Кравченко с неж ностью пишет о «временных домах ко мандировочных», о маленьких, затерян ных в снегу станциях, поет настоящий гимн «старым Колумбам — рюкзакам», которые «словно люди спят после ра боты». Стихи цикла «Родина» — это настоящий отчет о командировках в бу дущее. В них все молодо и ново, — лю ди, дороги, дома. От этих стихов пахну ло «свежестью» непосредственного чув ства. Герои Л. Кравченко — живые, обобщенные образы, созданные в резуль тате долгих наблюдений просто и ясно. Они Без напыщенных слов подходят к свершенью мечты Очень просто и строго, как землекоп к лопате...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2