Сибирские огни, 1962, № 9
поминающийся образ юноши Банзарова, живущего печалями и заботами своего народа. Возвышенные мечты Доржи о свободе и счастье жизни, о человечески- прекрасной любви придают повествова нию особую прелесть и обаяние. Далекое прошлое, воскрешенное в живых и вол нующих картинах, перестает быть толь ко прошлым. Роман о юности первого бурятского ученого с его возвышенными помыслами и стремлениями, с его стра стной верой в будущее, воспринимается читателем как книга современная и глу боко волнующая. Книга пленяет красочностью изложе ния, умением автора с предельной эко номией выразительных средств созда вать яркие, запоминающиеся картины и характеры. Читатель не забудет, напри мер, картины общего смятения во время церемонии встречи царя, деревянную фигуру которого и его «большие, навы кате, немигающие глаза» Доржи запом нил на всю жизнь. В финальной части романа дано изоб ражение загородной прогулки Банзаро ва. Ранним утром, шагая по пыльным улицам Татарской слободы, Доржи не весело размышляет о своем казанском одиночестве, на память невольно прихо дят слова из лермонтовской элегии: «Тучки небесные, вечные странники...» Но вот кончается пригород с его лачу гами и заборами и перед путником откры вается могучий степной простор, «усеян ный мельчайшей россыпью ярких росинок -—зеленых, розовых, золотистых». Дор жи сразу же стало легко. В зеленой сте пи, освещенной солнцем, он всегда чув ствовал себя «немного пастухом и чуточ ку — поэтом». И к этой фразе, характе ризующей Доржи, вряд ли еще что-ни будь можно добавить! «Вдали от родных степей» — книга, несомненно, талантливая, но не сво бодна от существенных просчетов, обе дняющих содержание романа, посвящен ного самому интересному и самому дли тельному периоду в трагически корот кой жизни Банзарова. Повествовательные рамки второй ча сти трилогии хронологически строго очерчены — от дня приезда Доржи в Казань в 1835 году до окончания уни верситета, защиты диссертации и назна чения в Иркутск в 1850 году. Казанский период, составивший поч ти половину жизни Банзарова, опреде лил и дальнейшую судьбу ученого. Здесь, в Казани, юноша-студент приоб щается к запрещенной литературе, про никается демократическими идеями и на строениями. Писатель сталкивает Доржи с революционно-настроенной молодежью. В книге говорится о том, что студенты распевают запрещенные песни, читают произведения Сен-Симона, статьи Герце на и Белинского. Однако само обсужде ние запрещенной литературы, споры студентов о политических событиях эпо хи так и остались за рамками повество вания. Сороковые годы прошлого века не на шли, на наш взгляд, глубокого отраже ния в романе. Отдельные временные ориентиры, иногда яркие и запоминаю щиеся, все-таки не дают конкретного представления об эпохе, подготовившей, как известно, активных участников рус ского освободительного движения. Демократически настроенное студен чество, утверждает автор, живет актив ной политической жизнью, и эти утверж дения писателя не вызывают сомнений у читателей. Студенты умело находят запрещенные произведения и смело рас пространяют их. Казалось бы, что это хорошо подтверждается в романе живо написанной сценкой в трактире: захме левший городовой в благодарность за угощение напевает студентам запрещен ную «Колыбельную песню» Некрасова. Доржи торопливо записывает ее слова на обложке «Отечественных записок». После ухода городового молодые люди, полностью восстановив текст, весело на певают песню. Появление этого эпизода в романе ос новано на ошибочном представлении, что «Колыбельная песня» Некрасова нахо дилась под цензурным запретом, факти чески же некрасовская колыбельная бы ла опубликована в «Петербургском сбор нике» за 1846 г. Она вызвала бурный протест реакционной критики и получила широкую популярность среди грамотно го населения России. К сожалению, этот эпизод, основанный на недоразумении, на незнании фактов истории литературы, не единичен. Приведем другой пример. Финальная сцена романа посвящена раздумьям Доржи, отправляющегося в Петербург за решением своей судьбы. В столице он мечтает встретиться с Белинским и Не красовым, а когда придет в столичную библиотеку, то непременно увидит «грузного старика» — Крылова. Было это в 1846 г., и поэтому рассчитывать на встречу с И. А. Крыловым Доржи не мог. Банзаров не мог не знать, что еще за два года до его поездки в Петербург читатели столицы проводили великого баснописца в последний путь. В романе «Вдали от родных степей», при всех его достоинствах, историческое повествование уступает место «романи ческим происшествиям» (Пушкин), а это повлекло за собой упрощение компози ции произведения, усиление описаний за счет действий. «Романические происшествия» в лич ной жизни Доржи неожиданно заняли самодовлеющее значение, потеснив на задний план его общественные интересы и стремления. И если в начальных гла вах Банзаров представляется натурой решительной и волевой, способной на активные действия, то в заключительной, части романа выявляется нечто противо
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2