Сибирские огни, 1962, № 9

различные, искусства и технику. В ре­ зультате опытно-экспериментальной ра­ боты В. И. Беспалов смог сформулиро­ вать общие принципы, найти определен­ ные педагогические условия, обеспечи­ вающие одновременное развитие у уча­ щихся интересов к технике и искусству в едином педагогическом процессе, осу­ ществляемом в детском коллективе, за­ нятом общей деятельностью. Решение задач приобщения подрастаю­ щего поколения к миру прекрасного не­ возможно без улучшения подготовки учи­ телей. Дело не только в том, что к пре­ подаванию рисования и пения в школе часто привлекаются совершенно неподго­ товленные люди. Было бы непроститель­ ной ошибкой считать, что эстетическое развитие должно осуществляться только на уроках пения или рисования. Корень зла состоит прежде всего в том, что вся остальная масса учительства в большин­ стве своем не подготовлена к сложному и тонкому делу приобщения школьников к прекрасному. До сих пор в учебных планах пединститутов не было преду­ смотрено преподавание предметов ис­ кусств. Даже на филологических факуль­ тетах ознакомление будущих преподава­ телей литературы с живописью, теат­ ром, музыкой ограничивалось факуль­ тативами и небольшим обязательным курсом выразительного чтения (кстати, литераторы и должны были бы вести ис­ кусствознание в школе). Сейчас на всех курсах введен курс эстетики, как фило­ софской дисциплины. Читается этот курс для людей, которые в большинстве сво­ ем не имеют необходимых искусствовед­ ческих знаний для его восприятия. Помимо обязательных курсов эстети­ ки (а может быть, и вместо него) в пед­ институтах необходимо ввести курс те­ атроведения, всеобщей истории изобрази­ тельного искусства и методики эстетиче­ ского воспитания. Эстетику необходимо читать и на естественных факультетах, ибо учителям физики и химии придет­ ся заниматься делом эстетического во­ спитания как классным руководителям. Нужно всеми силами добиваться того, чтобы каждый учитель владел хотя бы одним музыкальным инструментом. Однако пока будут подготовлены учи­ теля с хорошей общей эстетической куль­ турой, пройдут годы, а дело ждать не мо­ жет. Нужно сейчас, сегодня же заняться серьезной переподготовкой хотя бы учи­ телей пения и рисования, и не сводить ее к случайным и краткосрочным курсам усовершенствования, а превратить в серьезную школу профессионального ма­ стерства. Мы говорим об эстетическом воспита­ нии учащихся и видим, как в недалеком будущем, по примеру Болгарии, на сто­ ле нашего школьника рядом с журналом «Юный техник» появится яркий иллю­ стрированный журнал, перелистывая страницы которого, ученик знакомится с картинами разных времен и разных наро­ дов. И то, что пока доступно столичному школьнику, часто бывающему на выстав­ ках изобразительного искусства, стало бы своим и для школьника далекого си­ бирского села. Новые задачи возникают и перед изда­ тельствами. Нужно возродить хорошую традицию 30-х годов — выпуск деше­ вых книжек небольшого формата, кни­ жек-лекций по истории искусства и лите­ ратуре. Одним из важнейших средств эстети­ ческого воспитания являются школьные художественные выставки. Сейчас во многих школах возникают экспозиции «третьяковок», но изготовленные полу­ кустарно, они далеко не всегда становят­ ся источником новых художественных знаний учащихся. Во многих школах имеются библиоте­ ки книг. А почему бы в перечень обяза­ тельного оборудования не включить библиотеки грамзаписи русской и запад­ ноевропейской симфонической, оперной и инструментальной музыки, репродук­ ций живописи и скульптур? В прямой связи с вопросом оборудо­ вания находится проблема печатного ор­ гана по вопросам художественного воспи­ тания. Существует много журналов и сборников по вопросам художественно­ образовательной работы среди взрослых. Однако эти журналы узко специальны. Учитель начинает вести в школе искус­ ствоведческий кружок, который рождает­ ся по желанию самих ребят, но где найти нужную ему литературу: программу, описание форм занятий и т. д.? Ни в одном из существующих журналов он не найдет ответа. На наших глазах жизнь выдвигает все новые и новые формы классной и внеклассной работы в обла­ сти эстетического воспитания. Давно пришло время всемерно распространять этот опыт, организовав специальный ме­ тодический журнал, подобно многим методическим журналам типа «Производ­ ство и школа», «Русский язык в школе» и т. п. Этот журнал должен стать трибу­ ной передового опыта и одновременно школой учебы на опыте лучших. При создании такого журнала надо избежать ведомственной узости, ибо вопросы эсте­ тического воспитания не могут быть ус­ пешно решены без широкого привлече­ ния работников искусств. Итак: пересмотр содержания литера­ турного образования в сторону прибли­ жения его к жизни, к современности, введение факультативного курса искус­ ствознания, повышение роли предметов искусств (пения и рисования), широкое использование синтеза различных видов искусств в школьном преподавании и на внеклассных занятиях, использование в жизни школы достижений техники, соз­ дание эстетического школьного быта — таковы основные условия развития у школьников потребности в прекрасном.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2