Сибирские огни, 1962, № 9
различные, искусства и технику. В ре зультате опытно-экспериментальной ра боты В. И. Беспалов смог сформулиро вать общие принципы, найти определен ные педагогические условия, обеспечи вающие одновременное развитие у уча щихся интересов к технике и искусству в едином педагогическом процессе, осу ществляемом в детском коллективе, за нятом общей деятельностью. Решение задач приобщения подрастаю щего поколения к миру прекрасного не возможно без улучшения подготовки учи телей. Дело не только в том, что к пре подаванию рисования и пения в школе часто привлекаются совершенно неподго товленные люди. Было бы непроститель ной ошибкой считать, что эстетическое развитие должно осуществляться только на уроках пения или рисования. Корень зла состоит прежде всего в том, что вся остальная масса учительства в большин стве своем не подготовлена к сложному и тонкому делу приобщения школьников к прекрасному. До сих пор в учебных планах пединститутов не было преду смотрено преподавание предметов ис кусств. Даже на филологических факуль тетах ознакомление будущих преподава телей литературы с живописью, теат ром, музыкой ограничивалось факуль тативами и небольшим обязательным курсом выразительного чтения (кстати, литераторы и должны были бы вести ис кусствознание в школе). Сейчас на всех курсах введен курс эстетики, как фило софской дисциплины. Читается этот курс для людей, которые в большинстве сво ем не имеют необходимых искусствовед ческих знаний для его восприятия. Помимо обязательных курсов эстети ки (а может быть, и вместо него) в пед институтах необходимо ввести курс те атроведения, всеобщей истории изобрази тельного искусства и методики эстетиче ского воспитания. Эстетику необходимо читать и на естественных факультетах, ибо учителям физики и химии придет ся заниматься делом эстетического во спитания как классным руководителям. Нужно всеми силами добиваться того, чтобы каждый учитель владел хотя бы одним музыкальным инструментом. Однако пока будут подготовлены учи теля с хорошей общей эстетической куль турой, пройдут годы, а дело ждать не мо жет. Нужно сейчас, сегодня же заняться серьезной переподготовкой хотя бы учи телей пения и рисования, и не сводить ее к случайным и краткосрочным курсам усовершенствования, а превратить в серьезную школу профессионального ма стерства. Мы говорим об эстетическом воспита нии учащихся и видим, как в недалеком будущем, по примеру Болгарии, на сто ле нашего школьника рядом с журналом «Юный техник» появится яркий иллю стрированный журнал, перелистывая страницы которого, ученик знакомится с картинами разных времен и разных наро дов. И то, что пока доступно столичному школьнику, часто бывающему на выстав ках изобразительного искусства, стало бы своим и для школьника далекого си бирского села. Новые задачи возникают и перед изда тельствами. Нужно возродить хорошую традицию 30-х годов — выпуск деше вых книжек небольшого формата, кни жек-лекций по истории искусства и лите ратуре. Одним из важнейших средств эстети ческого воспитания являются школьные художественные выставки. Сейчас во многих школах возникают экспозиции «третьяковок», но изготовленные полу кустарно, они далеко не всегда становят ся источником новых художественных знаний учащихся. Во многих школах имеются библиоте ки книг. А почему бы в перечень обяза тельного оборудования не включить библиотеки грамзаписи русской и запад ноевропейской симфонической, оперной и инструментальной музыки, репродук ций живописи и скульптур? В прямой связи с вопросом оборудо вания находится проблема печатного ор гана по вопросам художественного воспи тания. Существует много журналов и сборников по вопросам художественно образовательной работы среди взрослых. Однако эти журналы узко специальны. Учитель начинает вести в школе искус ствоведческий кружок, который рождает ся по желанию самих ребят, но где найти нужную ему литературу: программу, описание форм занятий и т. д.? Ни в одном из существующих журналов он не найдет ответа. На наших глазах жизнь выдвигает все новые и новые формы классной и внеклассной работы в обла сти эстетического воспитания. Давно пришло время всемерно распространять этот опыт, организовав специальный ме тодический журнал, подобно многим методическим журналам типа «Производ ство и школа», «Русский язык в школе» и т. п. Этот журнал должен стать трибу ной передового опыта и одновременно школой учебы на опыте лучших. При создании такого журнала надо избежать ведомственной узости, ибо вопросы эсте тического воспитания не могут быть ус пешно решены без широкого привлече ния работников искусств. Итак: пересмотр содержания литера турного образования в сторону прибли жения его к жизни, к современности, введение факультативного курса искус ствознания, повышение роли предметов искусств (пения и рисования), широкое использование синтеза различных видов искусств в школьном преподавании и на внеклассных занятиях, использование в жизни школы достижений техники, соз дание эстетического школьного быта — таковы основные условия развития у школьников потребности в прекрасном.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2