Сибирские огни, 1962, № 9

(изучение музыкальной литературы во­ шло б органической частью в этот курс). Пора также вывести предметы ис­ кусств (пение, рисование) из ранга вто­ ростепенных: нужно учитывать оценки успеваемости и прилежания школьников и по этим предметам при переходе их из класса в класс. - Конечно, было бы ошибкой оценивать успехи школьников в музыке и рисова­ нии только по результатам творческой деятельности, во многом зависящим от уровня способностей или задатков (хотя различия в способностях отнюдь не явля­ ются препятствием для дифференциро­ ванной оценки по общеобразовательным предметам!). Но есть определенный ми­ нимум знаний, умений и навыков, под­ лежащих оценке. Ими необходимо овла­ деть каждому школьнику, независимо от его слуха и чувства ритма. В процессе овладения этими знаниями и будет осу­ ществляться развитие эстетических вос­ приятий, чувств, расти потребность в прекрасном. Широкое развитие в ближайшие годы должны получить внеклассные занятия искусством. Уже сейчас можно назвать немало школ, имеющих прекрасные хоры, ор­ кестры, драматические кружки, кружки живописи и скульптуры. Каждый год проводятся смотры детского художе­ ственного творчества, являющиеся вели­ колепной демонстрацией растущих та­ лантов наших детей. Однако в этой рабо­ те есть, на наш взгляд, два существен­ ных недостатка. Во-первых, во многих школах нет сис­ темы в проведении внеклассных заня­ тий, организуемых для детей различных возрастов.. Чаще бывает так, что школа славится хорошей работой либо музы­ кального, либо театрального коллектива. Значительно реже можно встретить шко­ лы, успешно осуществляющие приобще­ ние школьников одновременно к различ­ ным видам искусства. Во-вторых, в художественных круж­ ках обычно занята сравнительно неболь­ шая часть школьников, равно проявляю­ щая склонности к тому или иному виду искусства. Большая часть учащихся в этой работе не участвует. Между тем, мы не можем ограничивать заботу о ху­ дожественном воспитании только теми школьниками, которые проявляют осо­ бенную склонность к искусству. Мы не можем забыть о значительной массе тех, кто не занимается в кружках художественной самодеятельности. Надо искать такие формы внеклассной художественно-образовательной работы, которые способствовали бы приобщению к миру прекрасного именно этой катего­ рии учащихся, будили бы интересы к искусству, развивали художественный кругозор, учили любить и понимать его каждого школьника, независимо от его склонностей. Ряд лет работники кафедры педагоги­ ки и психологии Новосибирского педин­ ститута и некоторые учителя Новосибир­ ской области были заняты поисками этих форм. К ним мы относим, в частности, клубы любителей искусств, беседы об искусстве, которые стали удачной фор­ мой пропаганды искусства среди уча­ щихся. Подобная работа ведется почти везде, но она нуждается в теоретическом обоб­ щении, и результаты интересного опыта должны быть известны широкой массе учительства. В последние годы опубликован ряд работ Института художественного воспи­ тания АПН РСФСР, в которых ставятся важные вопросы теории и практики ху­ дожественного воспитания в советской школе. Отдельные работы института по­ священы эстетическому воспитанию сред­ ствами отдельных видов искусств — художественной литературы, музыки, те­ атрального искусства (хореографии). Они сыграли положительную роль в развитии теории и практики эстетического воспи­ тания. Однако в этих работах нашел ма­ ло места, либо выпал совсем из поля вни­ мания вопрос о роли синтеза различных видов искусств в художественном воспи­ тании советских школьников. Идеи синтеза должны получать приме­ нение в практике внеклассной работы. Вначале говорилось, что в ряде школ Но­ восибирской области возникли школьные диафотоклубы и киностудии. На наш взгляд, это новое явление имеет принци­ пиальное значение для теории и практи­ ки коммунистического воспитания, ибо оно открывает пути подхода к осуществ­ лению органического сочетания художе­ ственной и технической деятельности школьников, сочетания трудового и эс­ тетического воспитания. Общеизвестно, что часть школьников больше увлекается техникой, а другая — искусством. Это вполне закономерно. Но задача школы и состоит в том, чтобы не допустить перерастания увлечения тех­ никой или искусством в односторонно'сть и ограниченность интересов. Очевидно, основной путь решения этой задачи — это приобщение учащих­ ся, увлеченных техникой, к искусству, вовлечение их, наряду с работой в техни­ ческих кружках, в занятия искусством, и наоборот, вовлечение учащихся с гу­ манитарными склонностями — в техни­ ческую деятельность. Этот вопрос исследовался аспирантом В. И. Беспаловым. Он исходил из необ­ ходимости преодоления прежней обособ­ ленности технических и художественных кружков, объединения их вокруг общего дела. Его внимание привлек опыт объ­ единения нескольких кружков в школь­ ные клубы юных техников, включающих в себя кружки различных специально­ стей, юных любителей искусства и т. д. Исследователь обратился к киноискусст­ ву, синтетически объединяющему в себе

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2