Сибирские огни, 1962, № 9
(изучение музыкальной литературы во шло б органической частью в этот курс). Пора также вывести предметы ис кусств (пение, рисование) из ранга вто ростепенных: нужно учитывать оценки успеваемости и прилежания школьников и по этим предметам при переходе их из класса в класс. - Конечно, было бы ошибкой оценивать успехи школьников в музыке и рисова нии только по результатам творческой деятельности, во многом зависящим от уровня способностей или задатков (хотя различия в способностях отнюдь не явля ются препятствием для дифференциро ванной оценки по общеобразовательным предметам!). Но есть определенный ми нимум знаний, умений и навыков, под лежащих оценке. Ими необходимо овла деть каждому школьнику, независимо от его слуха и чувства ритма. В процессе овладения этими знаниями и будет осу ществляться развитие эстетических вос приятий, чувств, расти потребность в прекрасном. Широкое развитие в ближайшие годы должны получить внеклассные занятия искусством. Уже сейчас можно назвать немало школ, имеющих прекрасные хоры, ор кестры, драматические кружки, кружки живописи и скульптуры. Каждый год проводятся смотры детского художе ственного творчества, являющиеся вели колепной демонстрацией растущих та лантов наших детей. Однако в этой рабо те есть, на наш взгляд, два существен ных недостатка. Во-первых, во многих школах нет сис темы в проведении внеклассных заня тий, организуемых для детей различных возрастов.. Чаще бывает так, что школа славится хорошей работой либо музы кального, либо театрального коллектива. Значительно реже можно встретить шко лы, успешно осуществляющие приобще ние школьников одновременно к различ ным видам искусства. Во-вторых, в художественных круж ках обычно занята сравнительно неболь шая часть школьников, равно проявляю щая склонности к тому или иному виду искусства. Большая часть учащихся в этой работе не участвует. Между тем, мы не можем ограничивать заботу о ху дожественном воспитании только теми школьниками, которые проявляют осо бенную склонность к искусству. Мы не можем забыть о значительной массе тех, кто не занимается в кружках художественной самодеятельности. Надо искать такие формы внеклассной художественно-образовательной работы, которые способствовали бы приобщению к миру прекрасного именно этой катего рии учащихся, будили бы интересы к искусству, развивали художественный кругозор, учили любить и понимать его каждого школьника, независимо от его склонностей. Ряд лет работники кафедры педагоги ки и психологии Новосибирского педин ститута и некоторые учителя Новосибир ской области были заняты поисками этих форм. К ним мы относим, в частности, клубы любителей искусств, беседы об искусстве, которые стали удачной фор мой пропаганды искусства среди уча щихся. Подобная работа ведется почти везде, но она нуждается в теоретическом обоб щении, и результаты интересного опыта должны быть известны широкой массе учительства. В последние годы опубликован ряд работ Института художественного воспи тания АПН РСФСР, в которых ставятся важные вопросы теории и практики ху дожественного воспитания в советской школе. Отдельные работы института по священы эстетическому воспитанию сред ствами отдельных видов искусств — художественной литературы, музыки, те атрального искусства (хореографии). Они сыграли положительную роль в развитии теории и практики эстетического воспи тания. Однако в этих работах нашел ма ло места, либо выпал совсем из поля вни мания вопрос о роли синтеза различных видов искусств в художественном воспи тании советских школьников. Идеи синтеза должны получать приме нение в практике внеклассной работы. Вначале говорилось, что в ряде школ Но восибирской области возникли школьные диафотоклубы и киностудии. На наш взгляд, это новое явление имеет принци пиальное значение для теории и практи ки коммунистического воспитания, ибо оно открывает пути подхода к осуществ лению органического сочетания художе ственной и технической деятельности школьников, сочетания трудового и эс тетического воспитания. Общеизвестно, что часть школьников больше увлекается техникой, а другая — искусством. Это вполне закономерно. Но задача школы и состоит в том, чтобы не допустить перерастания увлечения тех никой или искусством в односторонно'сть и ограниченность интересов. Очевидно, основной путь решения этой задачи — это приобщение учащих ся, увлеченных техникой, к искусству, вовлечение их, наряду с работой в техни ческих кружках, в занятия искусством, и наоборот, вовлечение учащихся с гу манитарными склонностями — в техни ческую деятельность. Этот вопрос исследовался аспирантом В. И. Беспаловым. Он исходил из необ ходимости преодоления прежней обособ ленности технических и художественных кружков, объединения их вокруг общего дела. Его внимание привлек опыт объ единения нескольких кружков в школь ные клубы юных техников, включающих в себя кружки различных специально стей, юных любителей искусства и т. д. Исследователь обратился к киноискусст ву, синтетически объединяющему в себе
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2