Сибирские огни, 1962, № 9

перспективой, не воздействуем на чув­ ства школьника. Труд должен всегда вызывать в детях радостные переживания. Это возможно, в частности, тогда, когда учащиеся по­ чувствуют его эстетическое значение, когда он будет восприниматься как твор­ чество «по законам красоты». К сожалению, руководители трудового обучения далеко не всегда это понимают. Проблема повышения эстетического .значения труда детей требует еще глубо­ кого изучения. Здесь нужны совместные усилия философов, психологов и педаго­ гов. И все же главное — это перестройка преподавания предметов искусств в школе. Н Е С К О Л Ь К О СЛОВ О П Е РЕ С Т РОЙ К Е Начинать нужно с художественной ли­ тературы. После Всероссийского съезда учителей 1960 года многие творчески ра­ ботающие словесники уже сделали нема­ ло для повышения эстетического значе­ ния литературы. Но не сделано основ­ ное — содержание литературного обра­ зования. по существу, осталось неизмен­ ным. Как это ни странно звучит, но его нужно осовременить. В самом деле, изу­ чение советского периода художествен­ ной литературы заканчивается, по суще­ ству, на «Молодой гвардии» А. Фадее­ ва. Школьники не изучают литературы пятидесятых-шестидесятых годов. Но разве не естественно стремление моло­ дого человека искать ответ на волную­ щие его проблемы «современной» жизни в книге? И не пора ли нам несколько потеснить древние периоды литературно­ го образования, художественная цен­ ность произведений которого несомнен­ на, но сила воздействия на духовный мир сегодняшнего школьника относи­ тельна? Правильность этой мысли мы можем подтвердить итогами опытно-экс­ периментальной работы, проведенной ас­ пирантом Э. Горюхиной в новосибирской школе № 10. В 1959 году она начала преподавать литературу в 10 классе с производствен­ ным обучением. Основное ядро учащихся класса увлекалось спортом и техникой и было не только глухо к искусству, но и высказывало нигилистическое отношение к нему. Долго искала молодая учительница пути и средства перелома. Многое было найдено в самой методике изучения ху­ дожественных средств литературы. По главное, что поняла Э. Горюхина, — это невозможность ограничить преподавание рамками действующей программы. «Я не против истории, — позже писа­ ла она, — потому что по опыту знаю, как может учить мыслить Писарев, как мо­ жет заставить волноваться Белинский, как на многие сегодняшние вопросы мо­ гут ответить Пушкин и Толстой, Чехов и Горький. Но как бы ни стремились мы «увязать» и «согласовать» литературу далеких лет с тем, что волнует сегодняш­ него ученика, все равно, это не может за­ менить ему живого разговора о делах се­ годняшних, о жизни, в которой он жи­ вет». Обеспечив выполнение программы, Э. Горюхина нашла все же возможность и на уроках, и во внеклассное время зна­ комить своих учащихся с литературой 50—60 годов. Результаты оказались поразительны­ ми. Через год весь класс был увлечен литературой. Но дело не только в том. что блестяще прошел экзамен на аттес­ тат зрелости, что выпускники написали прекрасные сочинения. Главным итогом был значительный перелом в духовном мире учащихся. Расширились их интере­ сы, искусство — поэзия, театр, музы­ ка — стали потребностью тех юношей и девушек, которые еще два года тому назад были глухи к ним: возросла их мо­ ральная зрелость, тоньше и богаче стали их чувства. Необходимо также коренным образом изменить отношение к делу приобщения школьников к остальным видам искус­ ства (музыке, живописи, театру). На наш взгляд, здесь можно осуществить ряд конкретных мер. Каковы же они? Назрела необходимость введения в учебный план школ второго этапа нового предмета — искусствознания. В ходе его преподавания учащиеся должны полу­ чать элементарные знания об особенно­ стях и изобразительных средствах раз­ личных видов искусств, им должны быть сообщены необходимые сведения по исто­ рии искусств. Опыт школьных клубов любителей искусств, попытка чтения кур­ са искусствознания в Огневозаимковской школе убеждают в том, что эти курсы могут сыграть важную роль в вооруже­ нии учащихся необходимыми каждому человеку художественными знаниями и, главное, в развитии у них потребности слушать музыку, бывать в картинных га­ лереях, читать книги об искусстве. Но мы уже слышим трезвые, преду­ преждающие голоса: — Новый предмет искусствознание? А как быть с перегрузкой школьников? Ведь и так идет борьба между предста­ вителями различных специальностей за часы, и вряд ли кто-нибудь даст потес­ нить себя. Да, это соображение серьезное. Учеб­ ный план нашей школы действительно перегружен. Но ведь числится в учебном плане 9 — 11 классов факультативный курс му­ зыкальной литературы. Правда, к сожа­ лению, он только числится. В действи­ тельности, преподавание его всюду ве­ дется только в виде редкого исключения. Но сам факт наличия программы музы­ кальной литературы говорит о возмож­ ности создания курса искусствознания

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2