Сибирские огни, 1962, № 9
перспективой, не воздействуем на чув ства школьника. Труд должен всегда вызывать в детях радостные переживания. Это возможно, в частности, тогда, когда учащиеся по чувствуют его эстетическое значение, когда он будет восприниматься как твор чество «по законам красоты». К сожалению, руководители трудового обучения далеко не всегда это понимают. Проблема повышения эстетического .значения труда детей требует еще глубо кого изучения. Здесь нужны совместные усилия философов, психологов и педаго гов. И все же главное — это перестройка преподавания предметов искусств в школе. Н Е С К О Л Ь К О СЛОВ О П Е РЕ С Т РОЙ К Е Начинать нужно с художественной ли тературы. После Всероссийского съезда учителей 1960 года многие творчески ра ботающие словесники уже сделали нема ло для повышения эстетического значе ния литературы. Но не сделано основ ное — содержание литературного обра зования. по существу, осталось неизмен ным. Как это ни странно звучит, но его нужно осовременить. В самом деле, изу чение советского периода художествен ной литературы заканчивается, по суще ству, на «Молодой гвардии» А. Фадее ва. Школьники не изучают литературы пятидесятых-шестидесятых годов. Но разве не естественно стремление моло дого человека искать ответ на волную щие его проблемы «современной» жизни в книге? И не пора ли нам несколько потеснить древние периоды литературно го образования, художественная цен ность произведений которого несомнен на, но сила воздействия на духовный мир сегодняшнего школьника относи тельна? Правильность этой мысли мы можем подтвердить итогами опытно-экс периментальной работы, проведенной ас пирантом Э. Горюхиной в новосибирской школе № 10. В 1959 году она начала преподавать литературу в 10 классе с производствен ным обучением. Основное ядро учащихся класса увлекалось спортом и техникой и было не только глухо к искусству, но и высказывало нигилистическое отношение к нему. Долго искала молодая учительница пути и средства перелома. Многое было найдено в самой методике изучения ху дожественных средств литературы. По главное, что поняла Э. Горюхина, — это невозможность ограничить преподавание рамками действующей программы. «Я не против истории, — позже писа ла она, — потому что по опыту знаю, как может учить мыслить Писарев, как мо жет заставить волноваться Белинский, как на многие сегодняшние вопросы мо гут ответить Пушкин и Толстой, Чехов и Горький. Но как бы ни стремились мы «увязать» и «согласовать» литературу далеких лет с тем, что волнует сегодняш него ученика, все равно, это не может за менить ему живого разговора о делах се годняшних, о жизни, в которой он жи вет». Обеспечив выполнение программы, Э. Горюхина нашла все же возможность и на уроках, и во внеклассное время зна комить своих учащихся с литературой 50—60 годов. Результаты оказались поразительны ми. Через год весь класс был увлечен литературой. Но дело не только в том. что блестяще прошел экзамен на аттес тат зрелости, что выпускники написали прекрасные сочинения. Главным итогом был значительный перелом в духовном мире учащихся. Расширились их интере сы, искусство — поэзия, театр, музы ка — стали потребностью тех юношей и девушек, которые еще два года тому назад были глухи к ним: возросла их мо ральная зрелость, тоньше и богаче стали их чувства. Необходимо также коренным образом изменить отношение к делу приобщения школьников к остальным видам искус ства (музыке, живописи, театру). На наш взгляд, здесь можно осуществить ряд конкретных мер. Каковы же они? Назрела необходимость введения в учебный план школ второго этапа нового предмета — искусствознания. В ходе его преподавания учащиеся должны полу чать элементарные знания об особенно стях и изобразительных средствах раз личных видов искусств, им должны быть сообщены необходимые сведения по исто рии искусств. Опыт школьных клубов любителей искусств, попытка чтения кур са искусствознания в Огневозаимковской школе убеждают в том, что эти курсы могут сыграть важную роль в вооруже нии учащихся необходимыми каждому человеку художественными знаниями и, главное, в развитии у них потребности слушать музыку, бывать в картинных га лереях, читать книги об искусстве. Но мы уже слышим трезвые, преду преждающие голоса: — Новый предмет искусствознание? А как быть с перегрузкой школьников? Ведь и так идет борьба между предста вителями различных специальностей за часы, и вряд ли кто-нибудь даст потес нить себя. Да, это соображение серьезное. Учеб ный план нашей школы действительно перегружен. Но ведь числится в учебном плане 9 — 11 классов факультативный курс му зыкальной литературы. Правда, к сожа лению, он только числится. В действи тельности, преподавание его всюду ве дется только в виде редкого исключения. Но сам факт наличия программы музы кальной литературы говорит о возмож ности создания курса искусствознания
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2