Сибирские огни, 1962, № 9
Где нет потребности в том, чтобы ху дожественны были мелкие общежитей ские предметы, там и искусство растет еще на песке, не пустило еще настоящих корней»1. Прав был А. С. Макаренко, когда он утверждал, что педагоги очень часто страдают своеобразным нигилистическим отношением к вопросам эстетики школь ного быта и труда. Мы в крупной средней школе Новоси бирской области. Школа славится хоро шей постановкой художественного воспи тания учащихся. И именно здесь особен но бросаются в глаза царствующее не ряшество, отсутствие внимания к эстети ческому оформлению школы. С трудом удерживаясь от падения, вы буквально въезжаете на ногах в двери школы, так как зимою вход почти не очищается от льда и снега. Коридоры школы окра шены в какой-то мутновато-грязный цвет. На втором этаже стоит поломан ная мебель, хотя при школе имеется сто лярная мастерская. Стены украшают не брежно повешенные скверные копии ' двух-трех картин известных русских ху дожников. Мы заходим в столярные мастерские. Учащиеся изготовляют крольчатники. Эти изделия поражают грубостью своей отделки: по доскам даже не прошелся рубанок, они сколочены буквально вкривь и вкось. «Кроликам все равно», — рассужда ют руководители производственного обу чения. Но далеко не все равно это детям, которые будут выращивать кроликов, как отнюдь не безразлично для юношей, ов ладевающих профессией столяра. Невни мание со стороны сильного педагогиче ского коллектива школы к эстетике быта и труда, к оформлению школы не могло и не может не отразиться на школьни ках; они церяшливы, не подтянуты, вид их неопрятен. Несомненно, пто это снижает общий результаты работы по эстетическому воспитанию школьников, ведущейся от дельными учителями этой школы. Мы привели наиболее выразительный пример вопиющего противоречия между действительно творческими попытками осуществлять приобщение детей к миру прекрасного и полного пренебрежения к эстетике быта в стенах этой школы. Чис ло этих примеров можно было бы умно жить. Основное, чего не хватает в оформле нии быта наших школ — это чувства современности. Дело не только в громозд кости и архаичности деревянных парт (в тех классах, где они заменяются легкими металлическими столиками с пластмас совым верхом, сразу стало больше возду ха, света), дело в своеобразной старомод ности всего стиля оформления школы. Там, где школа располагает средствами, приобретается бархат, изготовляются па- 1 С т а с о в . Соч.. т. 1, 1952, стр. 546. радные стенды, устанавливаются гро моздкие шкафы и скульптуры. Между тем, постоянное внедрение в школьный быт легкой, специально изготовленной для детей мебели, использование для драпировки дверей и окон легких, весе лых и дешевых тканей, преобладание светлых тонов в окраске стен, обилие цветов — все это сделало бы пребывание детей в школе менее утомительным, бо лее радостным: способствовало формиро ванию в них современных вкусов (такое оформление осуществлено в одной из показательных школ г. Дрездена). Конечно, подобная перестройка школь ного быта потребует времени и средств, однако приступать к ней необходимо не медленно. И начинать нужно с разра ботки научно-обоснованных рекоменда ций, которыми следует заняться инсти тутам Академии художеств и архитекту ры и Институту художественного воспи тания Академии педагогических наук РСФСР. Наша школа соединяет обучение с тру дом. Воспитание у учащихся коммунисти ческого отношения к труду — это важ нейшая задача коммунистического вос питания. Некоторая часть педагогов ис кренне убеждена в том, что если мы включим учащихся в труд, то уже само участие в нем, независимо от всего ос тального, определяет его воспитательный эффект. Забывается при этом проверен ное и доказанное жизнью известное по ложение А. С. Макаренко, утверждаю щее, что «трудовой процесс, рассматриг ваемый отдельно, быстро и легко стано вится механическим действием, не вклю чающимся в общий поток психологиче ской жизни, чем-то наподобие дыхания и ходьбы. Он отражается в психике явно травматически, а не конструктивно, по тому его влияние на создание новых об щественных мотиваций совершенно НИ ЧТОЖНО»'. Мы часто исходим из основного закона нашего общества, утверждающего, что труд является обязанностью каждого. Однако само понятие «обязанность» у нас приняло новые признаки. «В нашей стране трудовая обязан ность перестала быть негативной сторо ной жизни, — говорил А. С. Макарен ко. — Наша обязанность — это уже не холодная категория обязанностей чело века. У нас это прежде всего программа- роста и развития личности, крепко свя занная с радостными перспективами жизни»2. Это замечание педагога-новатора име ет глубокий педагогический смысл. Слу чается иногда в воспитательной работе, что включая учащихся в труд, заставляя их трудиться в порядке обязанности, мы не согреваем эту обязанность радостной 1 А. С. М а к а р е н к о . Соч., т. I, АПН, 1950; стр. 641. 2 А. С. М а к а р е н к о . Педагогические со чинения. 1948 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2