Сибирские огни, 1962, № 9

тратит на эти приобретения. В часы своего досуга он нередко прослушивает музыкальные записи, внимательно про­ сматривает и анализирует репродукции, посещает театры и кино. В школе-интернате сложилась строй­ ная система бесед о музыке и живописи, которая охватывает всех воспитанников, начиная с малышей 1—2 классов, кончая подростками 7—8 классов. Число подобных примеров мы могли бы увеличить. Но одна мысль неотступ­ но волновала нас. В. Г. Малыгин, Н. И. Воскобойникова, Л. А. Мамонтова, Н. Ф. Луканев — энтузиасты, несомненно ода­ ренные люди, наделенные незаурядной волей и владеющие определенной эстети­ ческой культурой. Но много ли таких? В конце концов, число примеров творче­ ской работы отдельных учителей в обла­ сти эстетического воспитания не трудно увеличить, но они не смогут изменить об­ щую, пока еще не радостную картину состояния эстетического воспитания школьников. Зимой 1960 года нам удалось посетить Константиновскую среднюю школу. Вос­ кресным морозным утром В. Г. Малыгин ввел нас в застывший класс, в котором стояло совсем новенькое пианино, пода­ ренное год тому назад школе за успехи в области эстетического воспитания. Же­ лая испробовать звук инструмента, я при­ сел и сыграл одну из рахманиновских прелюдий. В. Г. Малыгин, облокотив­ шись о пианино, стоял молча. Когда смолкли последние аккорды, я поднял голову и... заметил слезы на глазах обыч­ но умеющего владеть своими чувствами директора школы. — Вы первый коснулись клавиш это­ го инструмента, — тихо произнес он. Оказывается, никто из учителей, ни­ кто из учащихся этой школы не умеет играть на фортепьяно. Вот почему мол­ чит этот прекрасный инструмент даже в Константиновской школе, где искусство всегда почетный гость. Молчит, как не­ мой свидетель крупнейшего недостатка в нашем школьном педагогическом образо­ вании. Дело не только в том, что к препода­ ванию рисования и пения в школе часто привлекаются совершенно неподготовлен­ ные лица, о чем справедливо писала в газете «Правда» группа советских худож­ ников. Но было бы непростительной ошибкой считать, что эстетическое раз­ витие осуществляется только на уроках пения или рисования. Корень зла состоит прежде всего в том, что вся остальная масса учительства в большинстве своем не подготовлена к сложному и тонкому делу приобщения подрастающего поколе­ ния к прекрасному. Эстетическое воспитание — сложный вопрос. Оно включает в себя развитие эстетических чувств и суждений, твор­ ческих дарований подрастающего поколе­ ния, способности давать правильные эс­ тетические оценки явлениям окружаю­ щей действительности и искусству, уме­ ниями и навыками в различных видах искусства. В конечном счете, эстетиче­ ское воспитание должно развить потреб­ ность в красоте и научить человека соз­ давать и вносить эту красоту в жизнь на­ шего общества. Эстетическое развитие осуществляется влияниями всей окружающей действи­ тельности. Красота новых общественных отношений, складывающихся в нашей стране между людьми, картины великой стройки коммунизма, совершающейся на глазах наших детей, панорамы родной природы — все это способствует разви­ тию эстетических чувств и переживаний школьников. Но все же эти влияния не могут заме­ нить систематического и планомерного процесса эстетического воспитания, осу­ ществляемого прежде всего школой. Мы недооцениваем воспитательного значе­ ния театра, кино, филармонии, радио. Мало того, нам не трудно было б дока­ зать, что многие школьники, достигшие более или менее высокого уровня эстети­ ческой культуры, обязаны этим прежде всего учреждениям искусств. Но ничто не может заменить воздействие системы эстетического воспитания, которая долж­ на сложиться в школе. И особенно это верно для условий села, где нет ни теат­ ров, ни филармоний и где редки еще кар­ тинные галереи. НАЧИНАТ Ь С Э С Т Е Т И К И Ш К ОЛ ЬН О ГО БЫ Т А Приобщение школьников к миру пре­ красного должно начинаться прежде все­ го с создания соответствующей эстетиче­ ской обстановки. Нам хочется привести следующую мысль знаменитого русского критика ¡В. В. Стасова. «Есть еще пропасть людей, которые воображают, что нужно быть изящным только в музеях, в картинах и статуях, в громадных соборах, наконец, во всем исключительном, особенном, а что ка­ сается до остального, то можно расправ­ ляться как ни попало—дескать, дело пу­ стое и вздорное. Что может быть несчастней и ограни­ ченней этих понятий?! Нет, настоящее, цельное, здоровое в самом деле искус­ ство существует лишь там, где потреб­ ность в изящных формах, в постоянной художественной внешности простерлась уже на сотни тысяч вещей, ежедневно окружающих нашу жизнь. Народилось настоящее, не призрачное народное искусство лишь там, где и лест­ ница моя изящна, и комната, и стакан, и ложка, и чашка, и стол, и шкаф, и печ­ ка, и шандал, и так до последнего пред­ мета: там уж наверное значительна и интересна по мысли и форме и архитек­ тура, а вслед за нею и живопись, и скульптура.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2