Сибирские огни, 1962, № 9
тратит на эти приобретения. В часы своего досуга он нередко прослушивает музыкальные записи, внимательно про сматривает и анализирует репродукции, посещает театры и кино. В школе-интернате сложилась строй ная система бесед о музыке и живописи, которая охватывает всех воспитанников, начиная с малышей 1—2 классов, кончая подростками 7—8 классов. Число подобных примеров мы могли бы увеличить. Но одна мысль неотступ но волновала нас. В. Г. Малыгин, Н. И. Воскобойникова, Л. А. Мамонтова, Н. Ф. Луканев — энтузиасты, несомненно ода ренные люди, наделенные незаурядной волей и владеющие определенной эстети ческой культурой. Но много ли таких? В конце концов, число примеров творче ской работы отдельных учителей в обла сти эстетического воспитания не трудно увеличить, но они не смогут изменить об щую, пока еще не радостную картину состояния эстетического воспитания школьников. Зимой 1960 года нам удалось посетить Константиновскую среднюю школу. Вос кресным морозным утром В. Г. Малыгин ввел нас в застывший класс, в котором стояло совсем новенькое пианино, пода ренное год тому назад школе за успехи в области эстетического воспитания. Же лая испробовать звук инструмента, я при сел и сыграл одну из рахманиновских прелюдий. В. Г. Малыгин, облокотив шись о пианино, стоял молча. Когда смолкли последние аккорды, я поднял голову и... заметил слезы на глазах обыч но умеющего владеть своими чувствами директора школы. — Вы первый коснулись клавиш это го инструмента, — тихо произнес он. Оказывается, никто из учителей, ни кто из учащихся этой школы не умеет играть на фортепьяно. Вот почему мол чит этот прекрасный инструмент даже в Константиновской школе, где искусство всегда почетный гость. Молчит, как не мой свидетель крупнейшего недостатка в нашем школьном педагогическом образо вании. Дело не только в том, что к препода ванию рисования и пения в школе часто привлекаются совершенно неподготовлен ные лица, о чем справедливо писала в газете «Правда» группа советских худож ников. Но было бы непростительной ошибкой считать, что эстетическое раз витие осуществляется только на уроках пения или рисования. Корень зла состоит прежде всего в том, что вся остальная масса учительства в большинстве своем не подготовлена к сложному и тонкому делу приобщения подрастающего поколе ния к прекрасному. Эстетическое воспитание — сложный вопрос. Оно включает в себя развитие эстетических чувств и суждений, твор ческих дарований подрастающего поколе ния, способности давать правильные эс тетические оценки явлениям окружаю щей действительности и искусству, уме ниями и навыками в различных видах искусства. В конечном счете, эстетиче ское воспитание должно развить потреб ность в красоте и научить человека соз давать и вносить эту красоту в жизнь на шего общества. Эстетическое развитие осуществляется влияниями всей окружающей действи тельности. Красота новых общественных отношений, складывающихся в нашей стране между людьми, картины великой стройки коммунизма, совершающейся на глазах наших детей, панорамы родной природы — все это способствует разви тию эстетических чувств и переживаний школьников. Но все же эти влияния не могут заме нить систематического и планомерного процесса эстетического воспитания, осу ществляемого прежде всего школой. Мы недооцениваем воспитательного значе ния театра, кино, филармонии, радио. Мало того, нам не трудно было б дока зать, что многие школьники, достигшие более или менее высокого уровня эстети ческой культуры, обязаны этим прежде всего учреждениям искусств. Но ничто не может заменить воздействие системы эстетического воспитания, которая долж на сложиться в школе. И особенно это верно для условий села, где нет ни теат ров, ни филармоний и где редки еще кар тинные галереи. НАЧИНАТ Ь С Э С Т Е Т И К И Ш К ОЛ ЬН О ГО БЫ Т А Приобщение школьников к миру пре красного должно начинаться прежде все го с создания соответствующей эстетиче ской обстановки. Нам хочется привести следующую мысль знаменитого русского критика ¡В. В. Стасова. «Есть еще пропасть людей, которые воображают, что нужно быть изящным только в музеях, в картинах и статуях, в громадных соборах, наконец, во всем исключительном, особенном, а что ка сается до остального, то можно расправ ляться как ни попало—дескать, дело пу стое и вздорное. Что может быть несчастней и ограни ченней этих понятий?! Нет, настоящее, цельное, здоровое в самом деле искус ство существует лишь там, где потреб ность в изящных формах, в постоянной художественной внешности простерлась уже на сотни тысяч вещей, ежедневно окружающих нашу жизнь. Народилось настоящее, не призрачное народное искусство лишь там, где и лест ница моя изящна, и комната, и стакан, и ложка, и чашка, и стол, и шкаф, и печ ка, и шандал, и так до последнего пред мета: там уж наверное значительна и интересна по мысли и форме и архитек тура, а вслед за нею и живопись, и скульптура.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2