Сибирские огни, 1962, № 9
Здесь, пожалуй, впервые в истории школ Сибири (а может быть, и не толь ко Сибири) родилась своя собственная школьная киностудия. Сейчас эта кино студия располагает двумя заводскими киносъемочными аппаратами «Киев», ос ветительной аппаратурой. А три года то му назад первый съемочный аппарат мар ки «К-1» (Константиновский первый) был собран по собственным чертежам са мими школьниками из жести, фанеры и оптики фотоаппарата «Смена-2». На этом аппарате, на изготовленной своими сила ми кинопленке (производство ее превра тилось для ребят в подлинное испытание настойчивости, трудолюбия и, главное, терпения) были отсняты первые фильмы константиновцев — школьная кинохро ника и художественный фильм из исто рии партизанского движения в Сибири «Это не забывается». Да, настоящий цветной и озвученный фильм, в котором есть кавалерийские атаки, взрывы сна рядов, штыковой бой и т. д.! Сценари стами, актерами, бутафорами, пиротехни ками были ученики константиновской школы, а их главным режиссером и сце наристом — директор школы, он же учи тель литературы — Владимир Гаврило вич Малыгин, немногословный, удиви тельно застенчивый и влюбленный в свой учительский труд человек. Сейчас в работе студии занята доб рая половина учащихся школы, а В. Г. Малыгин и учителя тем временем ищут другие формы эстетического воспитания. Чистоозерный район выступил инициа тором похода Новосибирской области за культуру. В этом походе значительную роль играет средняя школа. В течение шести лет она славилась своим театраль ным коллективом, которым руководила учительница Людмила Александровна Мамонтова. В этом коллективе все было поставлено серьезно, как в «настоящем театре». Зараженные страстной увлечен ностью своей учительницы театром, кружковцы не только ставили спектакли. Они знакомились с историей театраль ного искусства, с деятельностью совре менных режиссеров и актеров, серьезно изучали систему К. С. Станиславского, живопись и музыку. Многие из них пол ностью прочитали книги К. С. Стани славского «Моя жизнь в искусстве», «Работа актера над собой», книги М. Н. Горчакова «Режиссерские уроки Стани славского» и «Станиславский на репе тиции». Л. А. Мамонтова не спешила с поста новками. За шесть лет работы кружка ею было поставлено не так уж много спектаклей, но зато среди них такие сложные, как «Двадцать лет спустя» М. Светлова, «Снежная королева» (по сказке Андерсена), «Молодая гвардия». Силу эстетического воздействия этого интересного коллектива на учащихся Чистоозерной школы в поселке, в кото ром нет своего театра, своей филармо нии, трудно было переоценить. И вот год тому назад Л. А. Мамонто ва покинула Чистоозерное. Кружок умер, большая творческая работа заглохла. В этой же школе своим путем пошла учительница литературы Нелли Иванов на Воскобойникова, решившая развивать эстетические чувства школьников сред ствами кино, по существу единственно доступного вида искусства в условиях села. И нам пришлось немало подивить ся умению мальчиков и девочек, членов этого кружка, судить об успехах и не удачах нашей кинематографии, их зна ниям особенностей творчества наших крупных советских режиссеров, операто ров и артистов. Нелли Ивановна позна комила нас со своим дневником. По су ществу, он целиком посвящен вопросам эстетического воспитания. Этот дневник —ценнейший документ, полный интерес нейших наблюдений и мыслей. Зоркий глаз опытного педагога подмечает мно гое: как зарождается в душе ребенка огонек интереса к Искусству, как расцве тает эстетическое чувство, как под влия нием искусства растут и крепнут его ду ховные запросы. И глубокий анализ сво их собственных промахов и ошибок, ко рень которых нужно искать не в неуме лости педагога, а в нерешенности мно гих вопросов эстетики и неразработан ности методики эстетического воспита ния. В школе-интернате № 122, под руко водством завуча школы Н. Ф. Луканева также ведется увлекательная работа, ищутся новые пути в области эстетиче ского воспитания. Сам Н. Ф. Луканев — очень интерес ный человек. Он из рабочей семьи. Жиз ненный путь его оказался весьма суро вым. Война застала Николая Филиппо вича учеником 9-го класса. Пришлось ос тавить школу и пойти на завод, оттуда на фронт. После нескольких тяжелых ра нений, уже в конце войны, он был демо билизован. Затем — несколько лет уче бы, сначала в школе рабочей молодежи, потом — в пединституте. Теперь он работает в школе. Вдумчи вый, очень чуткий и необычайно требо вательный к себе, Николай Филиппович очень быстро обнаружил свое слабое ме сто — он плохо знал искусство. А как осуществлять эстетическое воспитание, если ты сам эстетически не воспитан? Молодой учитель стал на путь серьез ного художественного самообразования. В течение 3—4 лет собрал ценнейшую коллекцию музыкальных пластинок с за писью классической и современной совет ской музыки. В коллекции — почти все русские и многие западноевропейские оперы, симфонии, инструментальная му зыка, романсы, хоры. В его квартире собраны альбомы кар тин Третьяковской, Дрезденской гале рей, Русского музея. В шкафах и на пол ках его библиотеки теснятся книги по во просам искусства. Значительную часть своих сбережений Николай Филиппович
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2