Сибирские огни, 1962, № 9

Почему же так получается? Отчего невысок уровень художественного круго­ зора и эстетических вкусов многих школьников, почему искусство не заняло еще должного места в их жизни? Здесь много есть причин. Советская школа перестраивается по пути укрепле­ ния связей ее с жизнью и соединения обучения с производительным трудом. Внимание органов народного образова­ ния и учительства сосредоточено, в пер­ вую очередь, на решении этих проблем. Обстоятельства текущей работы, вполне понятная увлеченность задачами органи­ зации трудового воспитания приводят к тому, что отдельные работники просве­ щения начинают сужать, вернее сказать, утилизировать цели воспитания. Еще со­ хранившаяся среди некоторых из них не­ дооценка роли эстетического воспитания, которое они рассматривают как второ­ степенную задачу школы, является зна­ чительным тормозом в осуществлении всестороннего развития человека буду­ щего. Учебный план нашей школы перегру­ жен. И хотя, при переходе к восьмилет­ нему обязательному образованию обуче­ ние пению и рисованию было продлено на 1—2 года (для 7—8 класса), все же широко известным остается факт неудов­ летворительного преподавания этих пред­ метов в восьмилетке, а что касается школ второго этапа — ознакомление с музы­ кальным и изобразительным искусствами в них прекращается вовсе. Предметы ис­ кусства все еще состоят в ранге «второ­ степенных»— оценки успеваемости, при­ лежания школьников по этим предметам при переходе их из класса в класс не учитываются. До сих пор ощущается острый недостаток в кадрах преподава­ телей искусств в средней школе — под­ готовка их осуществляется в крайне не­ значительных масштабах, а серьезной методической работы с уже работающи­ ми учителями по существу никто не ве­ дет. До сих пор советская школа не имеет программы художественного воспитания. Мы очень хорошо знаем, какие знания, умения и навыки по математике, физике, русскому языку, биологии и т. д. должен получить выпускник нашей школы, но с какими конкретно знаниями в области искусства должны вступать в жизнь юно­ ши и девушки, заканчивающие нашу школу? Вряд ли кто-нибудь сможет отве­ тить сейчас на эти вопросы. Одной из причин невысокого уровня работы по художественному воспитанию, особенно в селе, является отсутствие не­ обходимых материальных условий. Дале­ ко не во всех школах имеются музыкаль­ ные инструменты, плохо дело обстоит со снабжением их музыкальными пластин­ ками и репродукциями, о чем не раз пи­ сала центральная пресса. Весной 1960 года на страницах «Литературной газе­ ты» было опубликовано письмо аспи­ рантки Новосибирского педагогического института Э. Н. Горюхиной, которая по­ ставила вопрос об оказании помощи сель­ ской школе. Это письмо вызвало благо­ родное общественное движение — в шко­ лы Новосибирской области буквально хлынул поток репродукций и книг об ис­ кусстве. Их слали учреждения искусств, музеи, частные лица — артисты, худож­ ники, пенсионеры, школьники. Это дало возможность кафедре оказать помощь школам, с которыми она вела работу. А сотни тысяч других школ? Не ясно ли, что силами общественности этот во­ прос решить нельзя. Речь идет о большом — о развитии потребностей в прекрасном, о том, чтобы искусство в жизни школьников заняло достойное место. Что же делать? Н ЕУ ГОМОННЫЕ ЛЮ Д И На трибуне конференции невысокая, с простым русским лицом девушка, в скромном темном платье с белым ворот­ ничком. Учительница литературы Галина Тимофеевна Быкова рассказывает о том, как в средней школе на Огаевозаимке Черепановского района Новосибирской области родился интересный опыт препо­ давания нового предмета, который услов­ но был назван «искусствознанием». С своеобразным, чуть-чуть грубоватым юмором рассказывала молодая учитель­ ница о том, какими «хитрыми» приемами приходилось пользоваться ей, чтобы при­ учить слушать своих воспитанников классическую музыку, как подводила она их к пониманию живописи, с какими непреодолимыми трудностями встрети­ лась, когда встала задача перевода ус­ ловного языка балета на понятный сель­ ским школьникам язык. Три дня шла научно-практическая кон­ ференция по эстетическому воспитанию школьников, созванная кафедрой педаго­ гики Новосибирского пединститута. И хо­ тя небольшой зал лишь наполовину был наполнен слушателями (ничего не поде­ лаешь, и в этом факте отразилось тради­ ционное отношение некоторых работни­ ков народного образования к делу при­ общения наших школьников к миру пре­ красного), мы ощутили чувство глубоко­ го удовлетворения, какой-то восторжен­ ной гордости за нашего советского учи­ теля, смело, творчеЬки, порой в очень трудных условиях прокладывающего но­ вые пути коммунистического воспитания. Константиновская средняя школа Та­ тарского района. Старое, одноэтажное неприглядное здание, в котором когда-то размещалась церковно-приходская шко­ ла. Но почему в эту школу, к которой в феврале месяце нам пришлось сутки про­ биваться на колхозном «газике» через снежный океан, со всех концов нашей Родины, из стран народной демократии идут письма?

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2