Сибирские огни, 1962, № 9
Почему же так получается? Отчего невысок уровень художественного круго зора и эстетических вкусов многих школьников, почему искусство не заняло еще должного места в их жизни? Здесь много есть причин. Советская школа перестраивается по пути укрепле ния связей ее с жизнью и соединения обучения с производительным трудом. Внимание органов народного образова ния и учительства сосредоточено, в пер вую очередь, на решении этих проблем. Обстоятельства текущей работы, вполне понятная увлеченность задачами органи зации трудового воспитания приводят к тому, что отдельные работники просве щения начинают сужать, вернее сказать, утилизировать цели воспитания. Еще со хранившаяся среди некоторых из них не дооценка роли эстетического воспитания, которое они рассматривают как второ степенную задачу школы, является зна чительным тормозом в осуществлении всестороннего развития человека буду щего. Учебный план нашей школы перегру жен. И хотя, при переходе к восьмилет нему обязательному образованию обуче ние пению и рисованию было продлено на 1—2 года (для 7—8 класса), все же широко известным остается факт неудов летворительного преподавания этих пред метов в восьмилетке, а что касается школ второго этапа — ознакомление с музы кальным и изобразительным искусствами в них прекращается вовсе. Предметы ис кусства все еще состоят в ранге «второ степенных»— оценки успеваемости, при лежания школьников по этим предметам при переходе их из класса в класс не учитываются. До сих пор ощущается острый недостаток в кадрах преподава телей искусств в средней школе — под готовка их осуществляется в крайне не значительных масштабах, а серьезной методической работы с уже работающи ми учителями по существу никто не ве дет. До сих пор советская школа не имеет программы художественного воспитания. Мы очень хорошо знаем, какие знания, умения и навыки по математике, физике, русскому языку, биологии и т. д. должен получить выпускник нашей школы, но с какими конкретно знаниями в области искусства должны вступать в жизнь юно ши и девушки, заканчивающие нашу школу? Вряд ли кто-нибудь сможет отве тить сейчас на эти вопросы. Одной из причин невысокого уровня работы по художественному воспитанию, особенно в селе, является отсутствие не обходимых материальных условий. Дале ко не во всех школах имеются музыкаль ные инструменты, плохо дело обстоит со снабжением их музыкальными пластин ками и репродукциями, о чем не раз пи сала центральная пресса. Весной 1960 года на страницах «Литературной газе ты» было опубликовано письмо аспи рантки Новосибирского педагогического института Э. Н. Горюхиной, которая по ставила вопрос об оказании помощи сель ской школе. Это письмо вызвало благо родное общественное движение — в шко лы Новосибирской области буквально хлынул поток репродукций и книг об ис кусстве. Их слали учреждения искусств, музеи, частные лица — артисты, худож ники, пенсионеры, школьники. Это дало возможность кафедре оказать помощь школам, с которыми она вела работу. А сотни тысяч других школ? Не ясно ли, что силами общественности этот во прос решить нельзя. Речь идет о большом — о развитии потребностей в прекрасном, о том, чтобы искусство в жизни школьников заняло достойное место. Что же делать? Н ЕУ ГОМОННЫЕ ЛЮ Д И На трибуне конференции невысокая, с простым русским лицом девушка, в скромном темном платье с белым ворот ничком. Учительница литературы Галина Тимофеевна Быкова рассказывает о том, как в средней школе на Огаевозаимке Черепановского района Новосибирской области родился интересный опыт препо давания нового предмета, который услов но был назван «искусствознанием». С своеобразным, чуть-чуть грубоватым юмором рассказывала молодая учитель ница о том, какими «хитрыми» приемами приходилось пользоваться ей, чтобы при учить слушать своих воспитанников классическую музыку, как подводила она их к пониманию живописи, с какими непреодолимыми трудностями встрети лась, когда встала задача перевода ус ловного языка балета на понятный сель ским школьникам язык. Три дня шла научно-практическая кон ференция по эстетическому воспитанию школьников, созванная кафедрой педаго гики Новосибирского пединститута. И хо тя небольшой зал лишь наполовину был наполнен слушателями (ничего не поде лаешь, и в этом факте отразилось тради ционное отношение некоторых работни ков народного образования к делу при общения наших школьников к миру пре красного), мы ощутили чувство глубоко го удовлетворения, какой-то восторжен ной гордости за нашего советского учи теля, смело, творчеЬки, порой в очень трудных условиях прокладывающего но вые пути коммунистического воспитания. Константиновская средняя школа Та тарского района. Старое, одноэтажное неприглядное здание, в котором когда-то размещалась церковно-приходская шко ла. Но почему в эту школу, к которой в феврале месяце нам пришлось сутки про биваться на колхозном «газике» через снежный океан, со всех концов нашей Родины, из стран народной демократии идут письма?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2