Сибирские огни, 1962, № 9

сколько мало места в их духовной жизни занимает классика. Такой характер направленности своих литературных интересов и вкусов объяс­ няют сами школьники. Для многих учащихся, писавших сочи- • нения, книга — это друг и наставник. Стремление найти в книге советчика, получить ответ на вопросы, которые сего­ дня ставит жизнь, выдвигается многими учащимися. Несомненно, что стимулом роста интересов к фантастической и приключенческой литературе являются великолепные достижения современной науки и техники, превращающей фанта­ зию в действительность. «Фантастиче­ ские книги интересны тем, что всякая фантазия, всякая мечта может стать былью, скоро осуществиться», — пишет ученик. Но в военной, фантастической и при­ ключенческой литературе учащихся ув­ лекает не только смелый полет мечты. Многие школьники ищут в ней образцы для подражания, их увлекают бесстра­ шие и подвиги героев. «Я невольно задумываюсь, как я бы поступила на месте героев», — пишет ученица 9 класса Петропавловской шко­ лы, которую увлекает фантастика и кни­ ги «о героях, сражавшихся на войне». К сожалению, увлечение приключен­ ческой и фантастической, особенно так называемой «шпионской» литерату­ рой, говорит и о другом: значительную часть школьников увлекает только сю­ жет, порою пустая развлекательность, свойственная некоторым произведениям этих жанров, школьники не замечают от­ сутствия в них глубоких идей и мыслей, низкий уровень художественности. Мало того, внимательное чтение многих сочи­ нений школьников, материалы бесед с учащимися и уроки говорят о том, что многие школьники не видят в литературе произведения искусства и потому не ощу­ щают потребность в ней, как источнике эстетических наслаждений. Однако если мы можем сетовать на невысокий уровень литературных вкусов определенной части школьников, то не­ развитость их музыкальных вкусов и вкусов в области живописи говорит о су­ щественных недостатках во всей поста­ новке эстетического воспитания в на­ шей — прежде всего в сельской — школе. Несколько лет тому назад мы поста­ вили в ряде городских и сельских школ Новосибирской области контрольную ра­ боту, задачей которой являлось выявле­ ние художественного кругозора учащих­ ся 9—10 классов. Оказалось, что вы­ пускники школ города Новосибирска довольно удовлетворительно ознакомле­ ны с наиболее выдающимися произведе­ ниями русской музыкальной оперной классики—в чем, несомненно, сказалось влияние Новосибирского оперного театра и радио. Но, перечисляя композиторов и их про­ изведения, никто из писавших не попы­ тался выяснить идейные истоки их твор­ чества. Учащиеся допустили много фак­ тических ошибок, показали полное не­ знание симфонической музыки. И очень скудными оказались их знания о живо­ писи... Конечно, десятиклассникам были из­ вестны наиболее популярные картины Репина, Сурикова, Перова — но лишь единицы из двухсот юношей и девушек назвали Крамского, Серова и других вы­ дающихся художников XIX—XX веков и советского периода. Ответы сельских школьников, лишенных возможности так широко пользоваться учреждениями культуры, как горожане, естественно бы­ ли еще более слабыми. Весной 1958 года учащихся 6—10 классов Посевнинской школы (крупная школа, находящаяся в 60 км от Новоси­ бирска на линии железной дороги) по­ просили назвать любимые произведения народной и классической музыки, живо­ писи и понравившиеся им кинофильмы. Большинство учащихся по существу не ответило на первый и второй вопросы, ибо произведения классической музыки они вообще не могли назвать. Ответив­ шие жё ограничились упоминаниями по­ лонеза Огинского и танца маленьких ле­ бедей из оперы (?!) «Лебединое озеро». Лишь только 5 учащихся в числе люби­ мых музыкальных произведений назвали «Евгения Онегина», «Пиковую даму» и «Кармен»; симфоническая музыка — «Ночь на лысой горе» Мусоргского и «Итальянское каприччио» Чайковского — были названы лишь в одной работе. Характерно, что сузунские школьники в качестве любимых произведений также назвали полонез Огинского и танец ма­ леньких лебедей. Источник такой попу­ лярности именно этих произведений из­ вестен — Новосибирское радио в тече­ ние двух лет передавало в эфир литера- турно-музыкальную композицию «Поло­ нез Огинского». Знания живописи оказа­ лись примерно на том же уровне. И, наконец, еще один выразительный факт. Нам неоднократно приходилось знако­ миться с режимом дня и использованием досуга учащихся классов производствен­ ного обучения г. Новосибирска. Осенью 1960 года было опрошено 185 школьни­ ков. Оказалось, что 52 из них совершен­ но не занимались искусством. Они не только не рисовали, не пели и не играли на музыкальных инструментах, но и не бывали в театрах, на концертах и в кар­ тинных галереях. На первый взгляд ре­ зультаты опроса могут показаться весь­ ма утешительными — ведь остальные 132 человека занимались искусством! Но вот в том-то и дело, что большинство из них эти занятия ограничивали просмот­ ром телевизионных передач и посещени­ ем кино. Остальные 52 очевидно просто яе догадались отнести это к занятиям искусством.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2