Сибирские огни, 1962, № 9
сколько мало места в их духовной жизни занимает классика. Такой характер направленности своих литературных интересов и вкусов объяс няют сами школьники. Для многих учащихся, писавших сочи- • нения, книга — это друг и наставник. Стремление найти в книге советчика, получить ответ на вопросы, которые сего дня ставит жизнь, выдвигается многими учащимися. Несомненно, что стимулом роста интересов к фантастической и приключенческой литературе являются великолепные достижения современной науки и техники, превращающей фанта зию в действительность. «Фантастиче ские книги интересны тем, что всякая фантазия, всякая мечта может стать былью, скоро осуществиться», — пишет ученик. Но в военной, фантастической и при ключенческой литературе учащихся ув лекает не только смелый полет мечты. Многие школьники ищут в ней образцы для подражания, их увлекают бесстра шие и подвиги героев. «Я невольно задумываюсь, как я бы поступила на месте героев», — пишет ученица 9 класса Петропавловской шко лы, которую увлекает фантастика и кни ги «о героях, сражавшихся на войне». К сожалению, увлечение приключен ческой и фантастической, особенно так называемой «шпионской» литерату рой, говорит и о другом: значительную часть школьников увлекает только сю жет, порою пустая развлекательность, свойственная некоторым произведениям этих жанров, школьники не замечают от сутствия в них глубоких идей и мыслей, низкий уровень художественности. Мало того, внимательное чтение многих сочи нений школьников, материалы бесед с учащимися и уроки говорят о том, что многие школьники не видят в литературе произведения искусства и потому не ощу щают потребность в ней, как источнике эстетических наслаждений. Однако если мы можем сетовать на невысокий уровень литературных вкусов определенной части школьников, то не развитость их музыкальных вкусов и вкусов в области живописи говорит о су щественных недостатках во всей поста новке эстетического воспитания в на шей — прежде всего в сельской — школе. Несколько лет тому назад мы поста вили в ряде городских и сельских школ Новосибирской области контрольную ра боту, задачей которой являлось выявле ние художественного кругозора учащих ся 9—10 классов. Оказалось, что вы пускники школ города Новосибирска довольно удовлетворительно ознакомле ны с наиболее выдающимися произведе ниями русской музыкальной оперной классики—в чем, несомненно, сказалось влияние Новосибирского оперного театра и радио. Но, перечисляя композиторов и их про изведения, никто из писавших не попы тался выяснить идейные истоки их твор чества. Учащиеся допустили много фак тических ошибок, показали полное не знание симфонической музыки. И очень скудными оказались их знания о живо писи... Конечно, десятиклассникам были из вестны наиболее популярные картины Репина, Сурикова, Перова — но лишь единицы из двухсот юношей и девушек назвали Крамского, Серова и других вы дающихся художников XIX—XX веков и советского периода. Ответы сельских школьников, лишенных возможности так широко пользоваться учреждениями культуры, как горожане, естественно бы ли еще более слабыми. Весной 1958 года учащихся 6—10 классов Посевнинской школы (крупная школа, находящаяся в 60 км от Новоси бирска на линии железной дороги) по просили назвать любимые произведения народной и классической музыки, живо писи и понравившиеся им кинофильмы. Большинство учащихся по существу не ответило на первый и второй вопросы, ибо произведения классической музыки они вообще не могли назвать. Ответив шие жё ограничились упоминаниями по лонеза Огинского и танца маленьких ле бедей из оперы (?!) «Лебединое озеро». Лишь только 5 учащихся в числе люби мых музыкальных произведений назвали «Евгения Онегина», «Пиковую даму» и «Кармен»; симфоническая музыка — «Ночь на лысой горе» Мусоргского и «Итальянское каприччио» Чайковского — были названы лишь в одной работе. Характерно, что сузунские школьники в качестве любимых произведений также назвали полонез Огинского и танец ма леньких лебедей. Источник такой попу лярности именно этих произведений из вестен — Новосибирское радио в тече ние двух лет передавало в эфир литера- турно-музыкальную композицию «Поло нез Огинского». Знания живописи оказа лись примерно на том же уровне. И, наконец, еще один выразительный факт. Нам неоднократно приходилось знако миться с режимом дня и использованием досуга учащихся классов производствен ного обучения г. Новосибирска. Осенью 1960 года было опрошено 185 школьни ков. Оказалось, что 52 из них совершен но не занимались искусством. Они не только не рисовали, не пели и не играли на музыкальных инструментах, но и не бывали в театрах, на концертах и в кар тинных галереях. На первый взгляд ре зультаты опроса могут показаться весь ма утешительными — ведь остальные 132 человека занимались искусством! Но вот в том-то и дело, что большинство из них эти занятия ограничивали просмот ром телевизионных передач и посещени ем кино. Остальные 52 очевидно просто яе догадались отнести это к занятиям искусством.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2