Сибирские огни, 1962, № 9

— Истинному творцу, гению совсем не важно, поймет его публика или нет. Если посетителям выставки не нравится новое слово в искусстве — значит, пуб­ лика не доросла до понимания этого ис­ кусства. — По-видимому, себя вы считаете до­ росшим до этого понимания? — насмеш­ ливо спросила совсем юная девушка. Именно в эти минуты я и вспомнил своего соседа на автобусной станции. Итак, два молодых человека, казалось бы, занимающих две крайних, резко про­ тивоположных точки зрения. Один — удовлетворяющий свои потребности в прекрасном примитивными песенками, другой — ищущий красоту в наихудших образцах современного буржуазного ис­ кусства. Один — с неразвитым, дру­ гой — с явно развращенным вкусом. И оба — воспитанники советской шко­ лы. Не скрою, мне симпатичнее мой анап­ ский оппонент. Этому задорному парень­ ку, видимо, не приходилось слушать серь­ езной музыки, возможно, он не бывал в картинных галереях. И никто, очевидно, не помог ему приобщиться к настояще­ му, большому искусству. «Бородачи» — это ничтожная часть нашей молодежи, которой коснулось в той или иной степени тлетворное влия­ ние чуждой нам идеологии, а значит и чуждых вкусов. Как важно, как необходимо прийти на помощь к анапскому спорщику, дать ему возможность почувствовать и понять, как богаче и содержательнее будет его жизнь, если он научится наслаждаться и понимать музыку Чайковского и Про­ кофьева, живопись Рембрандта и Леви­ тана. В этой статье нам хочется поставить некоторые наболевшие вопросы эсте­ тического воспитания нашей молодежи. О ЧЕМ Г О В О Р Я Т УЧЕНИЧЕСКИЕ Т Е ТРАДКИ На столе передо мною лежит несколь­ ко стопок тетрадей учащихся 7—11 классов городских и сельских школ. Это сочинения, темы которых были сформу­ лированы так, чтобы школьники могли откровенно написать о своих увлечени­ ях и занятиях, о жизненных планах и духовных запросах. Нам хотелось про­ следить, какое влияние перестройка школы оказывает на уровень эстетиче­ ского развития школьников. Некоторые учащиеся обнаружили в своих сочинениях глубокое понимание роли и места искусства в жизни челове­ ка, большую потребность в нем. Ученица школы № 10 г. Новосибир­ ска, говоря о своей любви к стихам, на­ шла взволнованные слова, хорошо харак­ теризующие очарование пушкинской поэ­ зии. «Стихи действуют на меня очищаю­ ще, — писала она. — После них хочет ся жить лучше, красивее». Другая ученица этой же школы нача ла свое сочинение так: «Н не могу ответить, чем я больше люблю заниматься: слушать музыку, рисовать или заниматься художествен ным чтением. Музыку я могу слушать всегда: где бы я ни была, чем бы я ни за­ нималась, я не могу себя заставить не слушать ее... Музыка и книги необходи­ мы человеку, как воздух, человек дол­ жен всегда духовно расти, и только кни­ ги, музыка, искусство вообще могут поддерживать его духовный, как хлеб и воздух поддерживают его нормальный физический рост». Эти выдержки из сочинений учениц школы, известной хорошо поставленной художественной самодеятельностью. В школе имеется большой хор, картинная галерея, вокальная группа. Интересно' преподается литература. Однако в этой же школе, в этих же классах только двое учащихся (это было' в 1960 году) отметили свой интерес к живописи, и лишь двое из 49 юношей, как-то очень робко и смущенно призна­ лись в том, что в их жизни определенное место заняла поэзия. Классная руководительница рассказы­ вала, как один из них в последнюю ми­ нуту не хотел отдать своего сочинения, в котором он написал о своей любви к поэзии, так как боялся насмешек со сто­ роны своих товарищей. Общепризнано, что единичный факт еще ни о чем не говорит. Но вот когда из 270 учащихся нескольких сельских школ Новосибирской области, писавших в де­ кабре 1961 года сочинения на тему «Де­ ло, которое меня увлекает», отметили свое увлечение искусством лишь 23, это уже о чем-то говорит. Мы прекрасно понимаем, что если в сочинениях о любимом деле только очень немногие школьники отметили ис­ кусство — это еще не значит, что ос­ тальные вовсе не любят его и не занима­ ются им. Но вот мы обращаемся к другим фак­ там. О том, какое место занимает в жиз­ ни школьника искусство, можно судить по уровню развития его художественных вкусов и знаний. В течение ряда лет этот .вопрос изу­ чался в школах Новосибирска и области. В декабре 1961 года часть учащихся Чистоозерной, Маслянинской, Красно- зерской, Петропавловской школ писала сочинения на тему «Мои любимые лите­ ратурные герои», «Мои любимые кни­ ги». Эти сочинения дают возможность судить не только о том, какие книги любят учащиеся, но и что они ищут в них. Факты говорят о том, какое значитель­ ное место в читательских интересах сель­ ского школьника занимает военная, при­ ключенческая и фантастическая литера­ тура (примерно 50°/» показаний) и на­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2