Сибирские огни, 1962, № 9
— Истинному творцу, гению совсем не важно, поймет его публика или нет. Если посетителям выставки не нравится новое слово в искусстве — значит, пуб лика не доросла до понимания этого ис кусства. — По-видимому, себя вы считаете до росшим до этого понимания? — насмеш ливо спросила совсем юная девушка. Именно в эти минуты я и вспомнил своего соседа на автобусной станции. Итак, два молодых человека, казалось бы, занимающих две крайних, резко про тивоположных точки зрения. Один — удовлетворяющий свои потребности в прекрасном примитивными песенками, другой — ищущий красоту в наихудших образцах современного буржуазного ис кусства. Один — с неразвитым, дру гой — с явно развращенным вкусом. И оба — воспитанники советской шко лы. Не скрою, мне симпатичнее мой анап ский оппонент. Этому задорному парень ку, видимо, не приходилось слушать серь езной музыки, возможно, он не бывал в картинных галереях. И никто, очевидно, не помог ему приобщиться к настояще му, большому искусству. «Бородачи» — это ничтожная часть нашей молодежи, которой коснулось в той или иной степени тлетворное влия ние чуждой нам идеологии, а значит и чуждых вкусов. Как важно, как необходимо прийти на помощь к анапскому спорщику, дать ему возможность почувствовать и понять, как богаче и содержательнее будет его жизнь, если он научится наслаждаться и понимать музыку Чайковского и Про кофьева, живопись Рембрандта и Леви тана. В этой статье нам хочется поставить некоторые наболевшие вопросы эсте тического воспитания нашей молодежи. О ЧЕМ Г О В О Р Я Т УЧЕНИЧЕСКИЕ Т Е ТРАДКИ На столе передо мною лежит несколь ко стопок тетрадей учащихся 7—11 классов городских и сельских школ. Это сочинения, темы которых были сформу лированы так, чтобы школьники могли откровенно написать о своих увлечени ях и занятиях, о жизненных планах и духовных запросах. Нам хотелось про следить, какое влияние перестройка школы оказывает на уровень эстетиче ского развития школьников. Некоторые учащиеся обнаружили в своих сочинениях глубокое понимание роли и места искусства в жизни челове ка, большую потребность в нем. Ученица школы № 10 г. Новосибир ска, говоря о своей любви к стихам, на шла взволнованные слова, хорошо харак теризующие очарование пушкинской поэ зии. «Стихи действуют на меня очищаю ще, — писала она. — После них хочет ся жить лучше, красивее». Другая ученица этой же школы нача ла свое сочинение так: «Н не могу ответить, чем я больше люблю заниматься: слушать музыку, рисовать или заниматься художествен ным чтением. Музыку я могу слушать всегда: где бы я ни была, чем бы я ни за нималась, я не могу себя заставить не слушать ее... Музыка и книги необходи мы человеку, как воздух, человек дол жен всегда духовно расти, и только кни ги, музыка, искусство вообще могут поддерживать его духовный, как хлеб и воздух поддерживают его нормальный физический рост». Эти выдержки из сочинений учениц школы, известной хорошо поставленной художественной самодеятельностью. В школе имеется большой хор, картинная галерея, вокальная группа. Интересно' преподается литература. Однако в этой же школе, в этих же классах только двое учащихся (это было' в 1960 году) отметили свой интерес к живописи, и лишь двое из 49 юношей, как-то очень робко и смущенно призна лись в том, что в их жизни определенное место заняла поэзия. Классная руководительница рассказы вала, как один из них в последнюю ми нуту не хотел отдать своего сочинения, в котором он написал о своей любви к поэзии, так как боялся насмешек со сто роны своих товарищей. Общепризнано, что единичный факт еще ни о чем не говорит. Но вот когда из 270 учащихся нескольких сельских школ Новосибирской области, писавших в де кабре 1961 года сочинения на тему «Де ло, которое меня увлекает», отметили свое увлечение искусством лишь 23, это уже о чем-то говорит. Мы прекрасно понимаем, что если в сочинениях о любимом деле только очень немногие школьники отметили ис кусство — это еще не значит, что ос тальные вовсе не любят его и не занима ются им. Но вот мы обращаемся к другим фак там. О том, какое место занимает в жиз ни школьника искусство, можно судить по уровню развития его художественных вкусов и знаний. В течение ряда лет этот .вопрос изу чался в школах Новосибирска и области. В декабре 1961 года часть учащихся Чистоозерной, Маслянинской, Красно- зерской, Петропавловской школ писала сочинения на тему «Мои любимые лите ратурные герои», «Мои любимые кни ги». Эти сочинения дают возможность судить не только о том, какие книги любят учащиеся, но и что они ищут в них. Факты говорят о том, какое значитель ное место в читательских интересах сель ского школьника занимает военная, при ключенческая и фантастическая литера тура (примерно 50°/» показаний) и на
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2