Сибирские огни, 1962, № 9
К). В. Ш а р о в , доцент, зав. кафедрой педагогики и психологии Новосибирского педагогического института ВОСПИТЫВАТЬ ПОТРЕБНОСТЬ В ПРЕКРАСНОМ СП О Р О В К У С А Х Мы мирно сидели с женой на скамей ке автобусной станции Анапы, ожидая рейса на Новороссийск. Рядом с нами в удобной позе распо ложился молодой человек с загорелым, добродушным лицом. Он аппетитно по едал сочный крупный виноград, не от рывая глаз от потрепанной книжки. — Интересная статья, — сказала мне жена, передавая экземпляр «Правды». — Композитор Свиридов выступает против распространения пошлой музыки, осно вательно достается и Бернесу, за его без- голосие и манеру исполнения... — Удивительное дело, — вдруг об ратился к нам наш сосед, покончив с кульком винограда. — Народу нравит ся, а газеты ругают. Видите ли, Бернес не угодил! А вот мне и многим тысячам таких, как я, — он нравится. Удоволь ствие получаем. Ведь у каждого свой вкус! Разгорелся спор. Мы доказывали на шему оппоненту общеизвестные истины о необходимости развития вкусов наро да, о том, что для понимания искусства необходимы знания и т. д. и т. п. Молодой человек с горячей убежден ностью отстаивал необходимость приспо сабливать искусство к уже сложившим ся вкусам, право существования, как он говорил, «всякого искусства», лишь бы оно нравилось кому-нибудь. Вспомнился мне этот спор осенью 1961 года в павильоне пластических ис кусств Французской национальной вы ставки. Здесь было очень многолюдно и шум но. Еще бы! Интерес советских людей к французскому искусству легко объяс ним: классическая французская литера тура, музыка и живопись хорошо из вестны русскому народу и любимы им... К сожалению, горькое чувство недо умения и разочарования охватывало по сетителей выставки. Тенденциозность в отборе экспонатов была очевидной: устроители выставки стремились широко показать .последние «достижения» аб страктного и сюрреалистического ис кусства и, конечно же, за счет реалисти ческого. Особенно много посетителей толпилось около скульптур «Спящая женщина» и «Моющаяся женщина». Три раздутых чугунных шара, с какими-то уродливыми отростками (они чем-то напоминали пау ков), изображают спящую женщину. Нелепая до неприличия конструкция из ржавых прутьев, проволоки и другого металлического утиля олицетворяют жен щину моющуюся. Громкий хохот, возмущенные репли ки, недоумевающие жесты — такова бы ла реакция советского зрителя на это надругательство над красотой... и прос тым здравым смыслом. Но в семье не без урода. Мое внимание привлекла большая группа яростно спорящих между собой молодых людей. В середине ее оратор ствовал бородатый юноша в клетчатой рубахе. —• Неужели вы не понимаете мяту щейся души скульптора? — восклицал он, показывая на «Спящую женщину». — Художник страдает, он ищет новые фор мы — и образы действительности отли ваются в эти гениальные округлости. Смотрите, они как бы символизирую! красоту женщины и ее материнскую силу. — Очевидно, у скульптора и у вас своеобразные понятия о красоте, — воз ражали ему, — еслу эту гадость вы нахо дите прекрасной. — Скажите, кому нужно искусство, которое понятно только его творцу, кото рое ничего не выражает? — спрашивали его.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2