Сибирские огни, 1962, № 9
отца. Мое теперешнее материальное по ложение не позволяет мне даже и думать о подобном предприятии на собственные средства, равно как не могу я дать без возмездно права на издание какому-либо другому лицу, заботящемуся лишь о на живе, потому что факт существования в г. Благовещенске осиротелой семьи брата громко вопиет против этого»1'. Причины, по которым не состоялось «Полное собрание сочинений» Ершова в 1913—1914 гг., по всей вероятности, на всегда останутся невыясненными. Слиш ком мало сохранилось материалов от это го времени. Из последнего письма В. П. Ершова от 2 сентября 1913 г. видно, что он потерял всякую надежду на выход в свет этого издания: «Полное собрание» сочинений отца очевидно состоится лишь после 1919 года, если только не случит ся какого-нибудь чуда, вроде, например, крупного выигрыша на один из 3 биле тов выигрышных займов»з. По свидетельству О. В. Ершовой (младшей дочери), у В. П. Ершова архи ва не существовало, а то немногое, что оставалось от самого П. П. Ершова (кое- какие рукописные материалы и фотогра фии поэта в гробу), погибло на Украине во время последней войны. Можно так же предположить, что одна из причин неуспеха этого начинания ко ренилась в личности самого Лопарева. Свидетельства лиц, знавших его, совер шенно сходятся с характеристиками его биографов. «...Как человек, Хрисанф Мефодьевич был необыкновенно привле кателен своей нравственной стороной: идеалист в жизни, он жил целиком толь ко наукой, ее интересами, своеобразный в житейских отношениях, он был редким аскетом-ученым, принесшим, вероятно, многое, в жертву своей страсти •— нау ке...»3. «Фигура, не укладывающаяся в наши обычные рамки, человек, преиспол ненный странностями, для нас необъяс нимыми, чудак по натуре, иногда ориги нальничающий своим чудачеством, он был полон противоречий, несогласимых на наш взгляд... До конца дней своих он остался дитятею, не научился разбирать ся в самых простых обыденных вещах, не мог усвоить общепринятых житейских правил, приспособиться к жизни, не мог научиться заботиться о себе, просто и бессознательно предоставляя это делать другим»4. Вопрос о литературном наследии П. П. 1 Архив Академии наук. Фонд 107, оп. 2, № 163 3 Там же. 3 С п е р а н с к и й М. Хрисанф Мефодьевич Л о п а р е в (1862—1918) — «Научные известия. Сборник 2-й. Философия, литература, искусство. М. 1922. (Академический центр Наркомпроса)», стр. 333. ‘ С р е з н е в с к и й В. Хрисанф Мефодьевич Л о п а р е в (1918). Припоминания о его жизни и трудах. «Русский исторический журнал». 1918, кн. V, стр. 341—342. Ершова является чрезвычайно сложным, запутанным и до сих пор не выяснен ным. Архив Ершова не обнаружен до се го дня. 25 ноября 1910 г. В. П. Ершов писал: «Замечательна участь сочинений моего отца: их было томов 7, хорошо перепле тенных; они оставались у моей матери. Переехав в Благовещенск, я уплатил не сколько сот рублей долгов матери и дал ей возможность переехать (на почтовых) ко мне в Благовещенск. Я думал, что она передала сочинения отца Николаю Ники тичу (Лещеву), но это оказалось невер ным; равным образом не передавала она их, вероятно, и А. А. Смолеву, так как те сочинения, которые он послал впо следствии Лещеву, были без переплета. Быть может, сказанные 7 томов теперь у Пигнатти?»1. И ровно через год (28 но ября 1911 г.): «Жаль, что у Аристова оказалось так мало материала. Нет ли еще среди них рукописи «Якутские бож ки» и маленькой тетрадки в синей папке с мелкими стихотворениями?.. Одна из моих дочерей утверждает, что Аристову была передана рукопись «Якутские бож ки», надо будет справиться в Благове щенске, не знаю, было ли это сочинение напечатано. Сейчас я перерыл все «бу маги» и нашел письмо Аристова, свиде тельствующее, что я ему нечто послал, а это нечто не может быть ни чем иным, как сказанной рукописью. Посылаю на писанные рукою отца ноты на его песню «Уж не цвесть цветку в пустыне». Пись мо Аристова тоже прилагаю»2. Утверждение В. Уткова (Бурмина), что «по свидетельству Н. Д. Берниковой, внучки поэта, они (материалы) были по сланы после смерти Ершова Н. Н. Леще ву, второму пасынку от первого брака, который незадолго до революции пере дал их в Петербургскую Публичную Библиотеку, теперь библиотеку им. Сал- тыкова-Щедрина» («Омский альманах», ин. 2, 1940, стр. 182— 183), совершенно снимается письмом Н. Н. Лещева к X. М. Лопареву от 28 января 1913 г., продик тованным им ровно за неделю до своей смерти. «Из писем В. П. Ершова, — пишет Н. Лещев, — видно, что он не в состоя нии, по неимению средств, приступить к изданию полного собрания соч. своего отца. Ему очень дорого стоит содержа ние семьи не так давно умершего брата его Александра. Извещая об этом, я покорнейше прошу Вас возвратить мне рукописи покойного Петра Павловича, а равно и книги, взя тые Вами с целью издания полного со брания сочинений П. П. Ершова»3. Как явствует из этих писем, архив Ер шова находился в руках тоболяков (А. П. Аристов, Н. Н. Лещев, X. М. Лопарев), 1 Архив Академии наук. Фонд 107, оп. 2, № 163. 2 Там же. 3 Там же, № 273.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2