Сибирские огни, 1962, № 9
понимает Андрея, не хочет замечать его самостоятельность в науке, проглядел его первое серьезное научное открытие, не поддержал его. И здесь дело не про сто в извечной проблеме отцов и детей, а в их отношении к науке, к жизни. Андрей Вершинин из той же породы молодых энтузиастов, что и Алексей Краюхин из романа Маркова «Соль земли». Андрей — дитя своего времени. Внешне он ничем не разнится от моло дого поколения шестидесятых годов. Он такой же, как и его сверстники. Враг всякой фразы, позерства, он скуповат на слова и жесты. Возможно, резок и превыше всего ценит свою самостоя тельность; делая первые шаги в науке, Андрей как бы повторяет ту же ситуа цию с Барабой, которая победила его отца. Отправляясь на поиски и развед ку буроземов, младший Вершинин, не резонерствуя, совершает рискованную переправу через стремительную реку, несколько дней живет без продуктов, за нятый всецело своими изысканиями. И все это делается так, словно ничего особенного и не произошло, словно все именно так и должно быть. И мы чув ствуем, что будущее 'в науке принадле жит таким, как Андрей. На «тропах Алтая» перед читателем раскрываются, то и дело меняясь, кра сочные пейзажи горной страны с ее бурливыми речушками, лесными шоро хами, отвесными кручами, голубеющи ми в легкой дымке вершинами гор. Хо дят по этим тропам пытливые хорошие люди. У привольных костров разгора ются споры о жизни, поэзии, науке, пер спективах горного края. Герои Залыги на постоянно живут в этой эмоциональ но насыщенной атмосфере, где гармони чески сливаются природа и человек, чувство и разум, блеск и игра интеллек та и почти языческое упоение жизнью. Залыгин прекрасно владеет богат ствами родного языка. Стиль его, про зрачный и чистый, позволяет говорить о хорошей русской прозе. Он мастер ве ликолепной, запоминающейся детали. Острым взглядом художника он замеча ет, как на закате по стволу дерева «струится солнце». Озеро, впаянное между скал, представляется ему «про зрачным камнем, поблескивающим хо лодным цветом». Вот женщина сидит около ручья на камне, «вся обратив шись к солнцу». Онежка, врасплох за стигнутая грозой, чувствует, как вся земля вращалась, и только она стояла на круглом и скользком камешке непо движно, когда грозовая туча своим кра ем задела ее. «Бородка у Реутского бы ла в каплях росы, как в слезинках». Природа у Залыгина не просто и не только горы, ручьи, реки, но и какое-то живое существо. В тумане слышится «шелест туч». Река Катунь, только что вырвавшись из сжимавших ее теснин и ущелий, «была еще вся взволнована». Ручей у него не просто журчит или те чет, а мечется, прячется, выпрыгивает на камни. Он живой. Хороши в романе эпизодические фигу ры и сцены. Особенно колоритно, я бы сказал, пластически вылеплена фигура туповатого красавца Парамонова. Но естественность и здоровое художе ственное чутье начинают всякий раз из менять автору, когда он сталкивает сво их ведущих героев с какой-то изначаль ной, первозданной жизнью, с носителя ми якобы исконной народной мудрости. Такие сцены и встречи становятся наро читыми. Нарочитым кажется весь эпи зод в лесничьей избушке, нарочитым выглядит и бородатый богатырь Шаров с его тринадцатью чадами — Ванына- ми, Маныпами, Дуньшами и пр. Что-то есть сусально-фальшивое и в его по хвальбе своей силушкой и во всей его семейной идиллии. Элемент нарочито сти портит и сцену ночной встречи в тайге Риты с мудрым, как змий, стари- ком-алтайцем. Совершенно не удался, на наш взгляд, образ Рязанцева. Он какое-то вместилище раздумий автора, но от нюдь не живой характер. Его не ви дишь, никак не ощущаешь как лич ность, как, скажем, Андрея или Пара монова. «Правильный» Рязанцев прохо дит по тропам Алтая какой-то бесплот ной тенью. Он не действует, а только комментирует и резонерствует. Может быть, следует указать и на излишне, в ущерб художественности, сухую публицистичность длинных рас- суждений о Барабе. Конечно, они в ка кой-то мере характеризуют профессора Вершинина, вписываются как-то в об щую интеллектуальную атмосферу ро мана. И все-таки эти рассуждения, ли шенные художественных красок, отяго щают повествование. Если, к примеру, в романе Л. Леонова лекция о лесе ста новится идейно-художественным фоку сом, стягивающим к себе все нити и уз лы повествования, то Бараба у Залыги на все-таки только эпизод в жизни Вер шинина, хотя и значительный. Новое произведение писателя, согре- то^ любовью к человеку, задушевное и поэтичное, зовущее к сохранению и при умножению богатств родной земли, — примечательное явление в литературе наших дней. Думается, что читатель примет его с благодарностью и вместе с автором и его героями пройдет по про торенным, но вечно манящим тропам, что избороздили из края в край неохват ные просторы Родины.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2