Сибирские огни, 1962, № 9
черкивается самим контекстом, из кото рого ясно, что Реутский, рассуждая о благородстве, поступает и не благородно и трусливо. Еще более обнажается это противоре чие между видимостью и сущностью его в сцене, где Реутский, играя в благо родство, пытается вернуть утраченную им Риту. «У него были голубые ласко вые глаза. Он еще и еще хотел ее убе дить, будто она ошиблась в нем. Рита же его видела, его понимала, и тем страшнее было его желание перешагнуть через все, что она знала о нем. Во что бы то ни стало он хотел ее заблуждения. Он говорил неправду и знал, что она знает о его неправде, но говорил». Однако художнику мало этого. Он делает еще один характерный мазок, чтобы до кон ца вскрыть дешевую рисовку Реутского, который мнит себя героем, а на самом деле выглядит смешным и жалким. «Кроме Риты, его слушала еще и Поли на Свиридова — она что-то шила в это время у входа в палатку. И Реутский хотел, чтобы Свиридова его тоже слы шала, чтобы она видела его, когда, по вернувшись, он быстро пошел к машине — высокий, стройный и оскорбленный». На характерах Реутского, Риты, Онежки, да и других персонажей романа отчетливо сказалось пристальное вни мание писателя к эмоциональному миру своих героев. Он детально прослежи вает малейшие душевные движения, за рождение еще не осмысленных сознани ем чувств. Например, подсознательное влечение Риты к Андрею. И Онежка, и Рита не называют прямо источника свое го чувства. Они не говорят: вот любовь, вот смерть, предпочитая в мыслях своих всю сложность переживаемых ощуще ний, не поддающихся простому логиче скому осмыслению, весь комплекс их определять одним условным и вмести тельным словечком «это». Нельзя сказать, чтобы подобный при ем был новым в литературе, в художе ственной манере Залыгина чувствуется наряду с использованием опыта Хэмин- гуэя и творческое освоение отдельных художественных открытий Л. Толстого. Создавая образ Реутского, он так же, как в свое время и А. Фадеев, широко пользуется приемами толстовской само характеристики персонажа, стремясь об нажить противоречие между истинным смыслом поведения человека и его субъ ективным представлением об этом пове дении. В сущности, на таком же разитель ном противоречии между внешней импо зантностью, мнимой значительностью и внутренним убожеством и пустотой строится и характер Вершинина-старше- го. Всеми уважаемый профессор, мечта ющий о лаврах члена-корреспондента Академии наук, признанный знаток и авторитет по Алтаю, он давно уже утра тил качества настоящего ученого, пыт ливого исследователя, для которого пре выше всего истина. Неуклонно продви гаясь по иерархической научной лест нице, он шел от компромисса к компро миссу со своей научной совестью. Заня тый многолетним трудом по составле нию карты растительных ресурсов гор ного Алтая, он меньше всего интересу ется самим Алтаем, да и практической ценностью, научной объективностью своей работы. Для него «карта» — только необходимый трамплин на пути к креслу члена-корреспондента. А ведь в молодости Вершинин был иным, выдвигал смелые проекты по пре образованию края, писая многотомные труды. Но всегда получалось как-то так, что увлеченный всеобъемлющими планами, он забывал о главном, и жи вая действительность опережала его. Не зря Андрей думает о своем отце: «Ему без главного было удобнее». В молодости Вершинин пережил «свою Барабу», потерпел сокрушитель ное фиаско как ученый при первом же серьезном' столкновении с жизнью. Его, начинающего ученого-географа, глубоко захватила проблема Барабинской низ менности с ее капризными природными условиями. Решению этой проблемы,— изучению и освоению Барабы — надо было отдаться целиком, быть может, посвятить ей всю свою жизнь, отказать ся от привычной обстановки, взглядов, пойти на тяжелые испытания. «Он знал, что так нужно было сделать. И знал, что так не сделает». Честолюбие для не го было дороже, чем дело, требующее всего человека, дело, которому надо бы ло отдаться до самозабвенья. Вершинин же, «пускаясь в свое путешествие из науки в жизнь, от своих многочислен ных трудов в Барабу, мечтал обога титься, мечтал о победе, о реванше. Он хотел прийти к практикам и жить среди них как ученый, а потом вернуться в науку и в ученом мире слыть практи ком». Так, первое серьезное испытание по бедило в нем пытливость ученого. Вер шинин продолжал публиковать работы, получать степени и звания, трудиться над своей картой Алтая, но во всем этом не было подлинного научного твор чества. Не случайно профессор на скло не лет своих нет-нет да и задумается над бесцельно прожитой жизнью, впу стую растраченными силами. «Все чаще и чаще он стал ощущать себя, свою жизнь как предисловие к чему-то, чего так и не было». Возглавляя алтайскую экспедицию, Вершинин как будто должен находить ся в центре окружающих его людей. Но это центр особый, не притяжения, а от талкивания. С ним постоянно спорит Рязанцев, от него уходит аспирант Ло- парев, даже родной сын не может найти с ним общего языка. Занятый всецело своими честолюбивыми планами, он не
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2