Сибирские огни, 1962, № 9
экспедиции. В лагере все как будто шло обычным, раз заведенным ходом. Люди жили, исполняли свои обязаннос ти: работали, спорили, влюблялись, меч тали. Но вот случилось непоправимое — смерть вырывает из их рядов цветуще го, только вступающего в жизнь челове ка. И преобразуется. Иными стано вятся люди, они начинают как-то по- новому смотреть на окружающее, иначе относятся к себе и друг к другу. Мно гие вещи проясняются до конца, догова ривается недосказанное, исчезает неоп ределенность, сомнение перерастает в решительное действие. Именно после смерти Онежки аспи рант Лопарев окончательно порывает со своим научным руководителем, профес сором Вершининым, отказывая ему в своем уважении и вере в непогреши мость его ученого авторитета. Гибель Онежки будит неспокойную совесть Ри ты, чье легкомыслие помешало ей при слушаться к жалобам подруги и, может быть, предотвратить несчастный исход такой, казалось бы, в наши дни пустя ковой болезни, как аппендицит. Нелепая смерть девушки — неволь ный упрек и Вершинину, который так же, как и Рита, не обратил внимание на слова Онежки, когда однажды она пожа ловалась ему на недомогание. Так печальная судьба Онежки, точно катализатор, ускоряет процессы нравст венного брожения в отряде профессора Вершинина, помогает окончательно опре делиться взаимоотношениям людей, ког да поступки одного начинают просвечи вать характер другого. Своеобразным антиподом Онежки яв ляется Рита с ее броской, яркой красо той. Писатель любовно, со множеством подробностей (иногда они просто утом ляют своим обилием читателя) выписы вает внешний и внутренний портрет, фиксируя малейшие оттенки ощущений этой девушки, что всю жизнь была «ве селой, вздорной и красивой». Она все время занята собой, постоянно боится ут ратить ощущение своей исключительно сти, хоть на минуту забыть о себе. «Рита всегда, — говорит о ней автор, — даже во сне, а днем редкую минуту не чув ствовала себя, забывала о своем лице, о своих движениях, о своем голосе. Ни од на мысль, ни одно несчастье еще не смогли заставить ее забыть себя. Ни когда этого не было!» Только после смерти Онежки Рита, может быть, впервые в своей жизни по чувствовала свою неприкаянность, свое одиночество. Томимая угрызениями со вести, она впервые по-настоящему испу галась людского осуждения, «брезгливо го недоумения окружающих». Но и в этот момент душевного смятения Рита не может изменить себе, обрести естест венность. Задумав броситься с обрыва в пропасть, она страстно желает, чтоб кто-нибудь из лагеря чем-нибудь ее оби дел, чтобы потом мучился раскаянием, жалел ее, обиженную им Риту. И конеч но же, она не кончает и не кончит само убийством. В романе есть примечатель ная в этом отношении сцена. Рита под ходит к обрыву, к самому краю его, и старается обязательно выдавить своими туфельками след на тропинке. «Следы были видны отчетливо: две маленькие ямочки и две полоски от подошв, протя нувшиеся к самому краю обрыва». На этом, собственно, все и кончилось. Не случайно прямодушный и резковатый Андрей называет ее поступок просто «баловством». Но где-то подспудно живет и другая, лучшая Рита. Чтобы вызволить ее из призрачного мира тщеславного самолю бования и актерства, нужна большая нравственная встряска, нужен по-насто- ящему любящий и волевой человек. И, кажется, Рите суждено встретить тако го человека. Правда, все что касается истории сло жных взаимоотношений Риты и Андрея, в романе не получило должного освеще ния. Художественно и психологически эти сцены выглядят бледнее, а местами и просто вызывают недоумение, как, скажем, сцена в лесничьей избушке, где в неожиданно остром, нарочитом со ревновании сталкиваются характеры строптивой Риты и напористого, волево го Андрея. Эта сцена как-то мало психо логически подготовлена, как, впрочем, и вся сюжетная линия Андрея и Риты, не ожиданно переходящих от резко выра женной взаимной неприязни к обоюдной симпатии и влечению. На отшлифованном психологическом подтексте строится образ Реутского, че ловека ничтожного и бесхарактерного, выросшего в тепличной обстановке про фессорской семьи. Писатель детально прослеживает самый процесс противоречивой смены ощуще ний, чувств своего героя. Вот как он ри сует душевное состояние Реутского на кануне решающей для него встречи с любимой женщиной: «Вдруг он подумал, что сегодня во что бы то ни стало по дойдет к Рите и скажет ей все. Именно сегодня! Решение было неожиданностью, но с этой минуты он твердо знал, что не будет больше мучить себя и ее... И Ре- утский почувствовал то спокойствие, ко торого еще не было, но которое сегодня же обретет. Спокойствие будет счастли вым и благородным». Это не только раскрытие психологи ческого состояния героя ¡в один из серь езных моментов в его жизни, но одно временно выражение авторского ирони ческого к нему отношения. Причем иро ния здесь искусно скрыта под маской самочувствия Реутского. Именно таков смысл размышлений Реутского о спо койствии, которое непременно же долж но быть «счастливым и благородным». Иронический характер этой фразы под
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2