Сибирские огни, 1962, № 9
ределенную эмоцнонально-психологиче- скую волну. Кажется, давным-давно уже исхожены и исследованы все пути и тропы и тебя уже не ждут особые открытия. А между тем, на свете «нет путей таких, таких до рог, чтобы они не звали и не манили, не волновали», ведь «не бывает в пути двух одинаковых закатов, и дважды не зани мается одним и тем же огнем бивачный костер». И пусть твое путешествие, го ворит автор, ничего не изменит на гео графической карте, не откроет новых тайн, не укажет новых троп, пусть так, все равно ко всему, что вокруг, ты бу дешь стремиться приложить себя без ос татка: свой слух, свое зрение, свой ум, все свои чувства. Быть может, счастли вому, который пройдет этими же путями много-много лет спустя, более зоркому и внимательному, чем ты, все-таки при годятся твои глаза, твой слух, твои мыс ли, и он откроет то, что не дано было открыть тебе. Воистину безграничны радость позна ния и созидания окружающего мира, это драгоценнейшее благо человека, и, мо жет быть, главное в нем —■познание че ловеком самого себя, своей сущности, природы своей. Человековедением назы вал искусство слова Горький. В наше время интеллектуальный, да и эмоци ональный облик человека становится все более сложным, и кому как не художни ку путешествовать в этот удивительный мир. И писатель всегда об этом помнит. «А узнавание человека, — говорит он, —- разве это не путешествие в неизвест ное?» Помнят об этом и его герои. Сеня Свиридов, умирая, напутствует своего друга Рязанцева: — Мало мы знаем друг друга... — Кто это мы? — спросил Рязанцев. — Люди... Учти! Так в романе Залыгина горные тро пы Алтая, по которым путешествуют его герои, ведут к человеку. На них по-но вому раскрываются родные просторы, а главное — люди. Человек в изображении писателя множеством нитей связан с ок ружающим его миром природы: горами, ручьями и реками, лесами, вещами, на конец. Он точно сливается с окружаю щим, живет в гармонии с ним, не утра чивая вместе с тем своей индивидуаль ности, своего человеческого «я». Особенно полно такое единение при роды и человека ощущается в характере Онежки, курносой веснушчатой девчуш ки, ставшей как-то незаметно и для себя и для окружающих душой всего лагеря. Как будто ничего в ней и не было осо бенного. Маленькая, толстенькая, под стриженная, застенчивая, она вся была на виду. Но люди тянулись к ней. Ее кулинарное искусство неизменно хвалил ворчливый шофер; мечтала стать ее под ругой надменная Рита Плонская, с глу бокой симпатией относится к ней резко ватый и ершистый Андрей. С образом Онежки в романе связаны наиболее, пожалуй, поэтические и заду шевные страницы. Стоит появиться ей, и оживает природа, с которой сливается все ее существо. «Онежка всегда разде ляла с природой ее настроение. Просы паясь, выглядывала из палатки, вдыха ла росный воздух и в самое себе тотчас открывала что-то такое: такое ощуще ние, такие чувства, которыми, казалось ей, было наполнено утро». У нее, по сло вам автора, «был тайный сговор со всем окружающим ее горным миром, сговор, о котором она ни на минуту не забыва ла, хранила его и даже как-то тихо сама перед собой гордилась им...» В Онежке живет поэтическая натура, о которой она сама, возможно, и не по дозревает. Скажи ей об этом, она ис кренне удивится: настолько это чувство у нее было естественным, само собою разумеющимся. Полнота бытия, непосредственность жизни во всей ее первозданной прелести, полнота и свежесть чувств — вот источ ник поэзии, и Онежка всеми фибрами юного существа своего ощущает эту разлитую вокруг красоту и поэзию. Не случайно она думает с неприязнью о Вершинине, слушая его спор с Рязан цевым: «Не нужна ему поэзия, и он не видит ее и уже создал свой «закон», по которому ее не должно быть». Столь же естественны для нее и раз мышления о тайнах жизни и смерти. Ды хание смерти Онежка почувствовала очень рано, заблудившись однажды в лесу в .момент грозы, когда она едва не сорвалась в пропасть. Рано оборвалась и жизнь Онежки, оборвалась трагически нелепо. Сцена смерти ее выписана хорошо. Здесь все на месте, и все обрисовано мастерски. И доктор, что вышел на крыльцо и сказал: «Ну, вот...» — и как- то по-воробьиному пожал плечами. Раз вязал тесемку халата, снова завязал ее, повернулся и ушел обратно». И воробьи в форточке больничной палаты, в кото рой лежит умирающая Онежка. «Во робьи на форточке широко и молча ра зевали своп клювы. Она знала, что это значит, почему молча». В литературе не раз изображалось угасание умирающего. У одних героев оно сопровождалось страхом, как у Ива на Ильича с его животным криком: «Не хочу!» в известной повести Л. Толсто го, у других ■— полной отрешенностью от всего земного. Онежка, и умирая, ос тается верной себе, она «хотела быть такой же, какой всегда была до сих пор. Как-будто с нею и в самом деле ничего не случилось. Она всегда чего-то жела ла, а сейчас — оставаться собой. Она хотела иметь желание...» Смерть Онежки — не частный эпизод в романе. Это трагическое событие, точ но вспышкой магния, осветило поступ ки и характеры остальных участников
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2