Сибирские огни, 1962, № 9
--- ------------------------------------------------------------------- г ? В. ТРУШКИН ТРОПЫ А Л Т А Я В Е Д У Т К ЧЕЛОВЕКУ «Давным-давно исхожены все тропы на обетованной земле, а между тем...» Так начинается и так завершается ро ман Сергея Залыгина «Тропы Алтая». Лирическое начало, насыщенное раз думьями о человеке, идущем по дорогам и тропам родной земли, чтоб вновь и вновь познать их, окрашивает все по вествование писателя в мягкие ровные тона, просвечивает особым светом. Ис точник его в пристальном внимании ху дожника к человеку, не к человеку вооб ще, а к конкретной человеческой лично сти. Художник живет во времени, и оно властно предъявляет ему свои требова ния. В самом деле, за последние годы наша литература характеризуется боль шим вниманием к человеку, что, в свою очередь, неизбежно повлекло за собой и изменение художественных форм, изме нение и обогащение самого метода худо жественного познания действительности. Заметно усилилась в нашем искусстве тяга к лирическому повествованию, ко торая органически срастается с больши ми философскими раздумьями о челове ке и судьбах века. Не говоря уже о поэ зии, наши лучшие повести и романы по следних лет захвачены буйным лириче ским половодьем, взволнованностью, яр ким цветеньем чувств и мыслей. Новое произведение С. Залыгина и по форме, и по существу также вобрало в себя эти зримые приметы времени. Его «Тропы Алтая» тоже, -пожалуй, было бы трудно отнести к роману в нашем при вычном понимании. Не случайно при первом знакомстве он вызывает даже недоумение своей сюжетной нечет костью, кажущимся отсутствием сюжет ного костяка, того каркаса, который скрепляет и держит на себе повествова ние, не давая ему рассыпаться по кус кам. Идейно-художественный фокус, стя гивающий к себе все нити романа, в книге писателя не сразу обнаруживает ся. Перед читателем разворачивается серия биографий участников летней гео графической экспедиции на Алтай, воз главляемой профессором Вершининым. Сначала перед нами проходит географ Рязанцев, его сменяет рассказ об Онеж- ке, затем следует скрупулезно выписан ная характеристика взбалмошной краса вицы Риты. Самовлюбленную Риту вы тесняет фигура стареющего профессора Вершинина. Где-то рядом с ним прохо дят судьбы Вершинина-младшего, сту- дента-биолога Андрея, молодого, «пода ющего надежды» кандидата наук Реут- ского и т. д. Причем изображение жиз ненных судеб этих героев, постоянное авторское проникновение в их внутрен ний мир подается как последовательны^! ряд параллельных жизненных описаний, где точки соприкосновения, узлы пересе чений этих судеб почти незаметны, не воплощаются зримо в сюжете. Случай свел всех этих людей, таких разных и не похожих, на тропах Алтая, но у каждого из них осталось свое про шлое, своя жизнь, свой характер. Автор настойчиво ведет читателя к этому про шлому своих героев, заставляет загля нуть в потаенные уголки их души, при слушаться к биению их сердец, непосред ственно ощутить сам процесс рождения сложной игры чувств и настроений. Та кой ретроспективный метод изображения человека ведет к замедленности дейст вия, когда показ нет-нет да и вытесняет ся рассказом, движение — статикой, пластическая рельефность картины — ньюансами психологического рисунка. Взгляд писателя больше обращен к внут реннему миру героев, нежели к выявле нию их характеров в поступках и дей ствиях. Это своеобразие романа как будто за дано уже во вступлении к нему, настра ивающем читательское восприятие на оп
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2